21 июля 2011 года вернулся из своего последнего полёта в космос шаттл "Атлантис". С этого момента началась эпоха российского доминирования в космосе. Старые, но многократно проверенные, надёжные российские ракеты заняли нишу доставки космонавтов и астронавтов на МКС. Где-то скромно бороздили космос китайские священные челноки "Шэньчжоу", но оспорить лидерство России они не могли.
Российские "Союзы" в течение восьми лет оставались главным средством доставки людей на орбиту, давая много поводов для гордости и насмешек над отсталыми американцами.
Американцы же не спешили сокращать своё отставание. Разработка космических кораблей нового поколения началась в США ещё в середине 2000-х годов, когда шаттлы ещё летали. Изначально предполагалось, что первые полёты новых кораблей состоятся в 2015 году. Но все американские компании, принимавшие участие в создании пилотируемых кораблей, постоянно сдвигали даты. Здесь любопытно вспомнить 50-60-е годы, когда СССР и США наперегонки рвались в космос. Тогда новые космические корабли создавались за считаные годы. С первого полёта американцев в космос до полёта на Луну прошло всего 8 лет. Сегодня же при имеющемся опыте, при прогрессе технологий создание новых космических кораблей тянется бесконечно долго, а даты пусков переносятся.
Американцев на протяжении почти десяти лет вполне устраивала закупка доставки астронавтов на МКС у России. В 2018 году стоимость отправки одного астронавта "Союзами" обходилась американским налогоплательщикам в 82 млн долларов. Только с октября 2014 года по октябрь 2017 года NASA заплатила Роскосмосу 935 млн долларов.
Надо заметить, что стоимость услуг Роскосмоса постоянно растёт, хотя для доставки используются всё те же"Союзы". Если в 2008 году место на "Союзе" для американского астронавта стоило 21,8 млн долларов, то в 2018-м – уже 82 миллиона. То есть собственные разработки США подстегнули в том числе и растущие аппетиты Роскосмоса. На программу развития частных пилотируемых космических кораблей было выделено более 8 млрд долларов. По расчётам, одно место на борту CST-100 Starliner и Dragon-2 будет стоить около 20 млн долларов. Семиместные космические корабли позволят увеличить экипаж МКС и улучшить исследовательские работы на станции.
И вот 2 марта 2019 года в 7:49:03 UTC стартовала миссия SpaceX DM-1. Космический корабль Crew Dragon (C201) был выведен на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 FT Block 5. Первая ступень через десять минут после старта благополучно приземлилась на платформу 'Of Course I Still Love You' в Атлантическом океане в 492 км от стартовой площадки. На борту корабля Crew Dragon находился манекен Рипли в фирменном скафандре от SpaceX и 204 кг оборудования и продовольствия для МКС. Полная масса корабля составила 12 055 кг. 3 марта в 10:51 UTC состоялась автоматическая стыковка с Международной космической станцией. В настоящий момент космический корабль находится на орбите в составе МКС. Отстыковка и возвращение с приводнением в Атлантическом океане планируются 8 марта.
Источник:
На июль 2019 года запланирована миссия SpaceX DM-2 уже с астронавтами Бобом Бенкеном и Дагом Хёрли на борту. Она поставит точку в российском космическом доминировании.
А что тем временем происходит в России?
Роскосмос потихоньку превращается в посмешище со своими регулярными заявлениями об освоении Марса и Луны и строительстве сверхтяжёлых носителей, Национальных космических центров, переделке российского космического корабля "Федерация" из девочки в мальчика и т.д.
Неукротимый поток этих фантастических новостей хлещет на фоне деградации российской космической отрасли по всем позициям. И это сочетание обещаний прекрасного будущего и унылых реалий создаёт очень грустную атмосферу. 11 октября 2018 года произошла авария с российским космическим кораблём Союз МС-10. Это была первая авария с 1983 года. В декабре 2018 года к МКС успешно был доставлен Союз МС-11, но осадок остался. В 2017-2018 годах пришлось отправить на переборку 58 двигателей для ракет-носителей "Протон-М" и 16 для "Союзов" из-за обнаруженных в них дефектов. В конце февраля этого года руководитель Росгидромета Максим Яковенко заявил, что российская группировка метеоспутников "просто умерла".
Вообще, запуски спутников разной степени неудачности стали обыденностью. Что-то тонет, что теряется при старте, проблемы с выводом на орбиту или с функционированием космических аппаратов после вывода тоже не редкость. По данным ООН, в 2018 году Россия уже на третьем месте по количеству спутников на орбите. У США 830 спутников, у Китая – 280, у России – 147, у Японии – 75, у Великобритании и Индии по 54 спутника.
Несмотря на очевидные проблемы даже с советским космическим наследием, в России очень популярны рассуждения о том, что Илон Маск – талантливый пиарщик, мошенник, авантюрист и т.п. Компания SpaceX появилась 17 лет назад. За этот период она создала собственные грузовой и пилотируемый космические корабли многоразового использования, продемонстрировала возможность возврата и повторного использования первой ступени, создала сверхтяжёлую ракету-носитель. А ещё SpaceX уронила цены на космические перевозки. В России все эти годы донашивали советское наследие, не создав ничего нового. Но вместо того, чтобы решать проблемы с деградацией отрасли, в стране предпочитают разъяснять, почему Маск авантюрист и почему у него будут проблемы.