Во времена СССР каждая кинолента проходила проверку цензурой. Что-то проверяющие выпускали на большой экран, а что-то отправлялось на долгие годы на полку, несмотря на попытки режиссеров и актеров отстоять картины.
«Преступление и наказание», 1940 год
Источник:
Короткометражный фильм снял режиссер Павел Коломойцев по пьесе Михаила Зощенко. Цензуру он не прошел, хотя на театральных сценах пьесу успешно ставили. Кино не разрешили показывать зрителям из-за переживаний главного героя-расхитителя. Создатели пытались оспорить решение, но безуспешно. Показали короткометражку только в 1989 году.
«Сердца четырёх», 1941 год
Источник:
Фильм Константина Юдина запретили со следующей формулировкой: «Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии». Спустя четыре года ленту выпустили на экраны, она понравилась зрителям, заняв пятое место в советском прокате.
«Звезда», 1949 год
Источник:
Из-за того, что в финале все герои погибали, Сталин велел его переснять. И это было оправдано, так как прототипы героев картины после выполнения задания успешно вернулись в расположение части. Зрители увидели фильм только в 1953 году.
«Званый ужин», 1953 год
Источник:
Изначально этот короткометражный фильм назывался «Разбитые мечты». В нем Фридрих Эрмлер сумел создать яркий образ чиновника, который пытался сделать карьеру за счет подхалимства. Это не понравилось цензорам, посчитавшим, что герой не соответствует образу советского служащего. Выпустили фильм спустя десять лет и под другим названием.
«Скверный анекдот», 1966 год
Источник:
Сложно сказать, чем именно не понравился эта кинолента, снятая по рассказу Федора Достоевского, но советские зрители смогли увидеть ее только в 1987 году. Наверное, цензоры не захотели пропускать на большие экраны фильм с «играми в демократию» главного героя и с финалом хождения в народ. С другой стороны, картина точно передавала, как жили люди тех лет, скрывать было нечего.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год
Источник:
Еще один фильм, который появился в прокате спустя 20 лет после премьерного показа. На полку ленту Андрея Кончаловского отправили из-за пронзительной правдивости. Пропагандируемому счастью советских граждан совершенно не соответствовали воспоминания колхозников о своей жизни, отсутствие перспектив и откровенная нищета.
«Комиссар», 1967 год
Источник:
Александр Аскольдов показал в своем фильме историю женщины-комиссара времен Гражданской войны. И она получилась воплощением антисоветских идей, просто отражая ужас и хаос тех времен. В качестве наказания режиссера уволили за профнепригодность, выгнали из партии, лишили возможности снимать кино. Мир увидел ленту благодаря тому, что Сергей Герасимов до самой смерти хранил в своем сейфе единственный негатив фильма. Зритель увидел кино «Комиссар» только в 1987 году.