Художественный фильм «Угрюм-река» снял на Свердловской киностудии режиссер Ярополк Лапшин в 1968 году. Состоящую из четырех серий картину выпустили на советском телевидении. В основу сюжета лег одноименный роман писателя Вячеслава Шишкова, вышедший в 1928 году.
- Ночью Кавказ еду свой сакля. Луна, горы. Вижу: белый человек на дороге стоит. Кричу - стоит. Второй раз кричу - стоит. Третий раз кричу - стоит! Снимаю винтовку, стреляю - стоит! Схватил кинжал... Ползем, подползаем, размахнулся - раз! Глядим: бабий рубаха на веревке висит...
Прошло полвека с того момента, как телезрители познакомились с экранизацией романа Шашкова "Угрюм-река". Хотя фильм и рассказывал о жизни в дореволюционной Сибири, он был снят на Свердловской киностудии. Правда в одной из серий Свердловску было выделено довольно много времени - в картине четко показали, что город был одним из важнейших центров промышленности Российской империи. Именно там Прохор Громов закупал промышленное оборудование и нашел инженера Протасова.
Сам фильм явился знаковым для страны - до тех пор в СССР сняли только один телевизионный исторический фильм - "Операция Трест", но он рассказывал о событиях произошедших после революции. А "Угрюм-река" рассказывала о конце 19, начале 20 веков, да и исторических личностей в картине не было.
Заглавной темой повествования стала Золотая лихорадка в Сибири. Богатое наследство семьи Громовых, словно родовое проклятье, влечет несчастья, с которыми безуспешно пытаются справиться герои ленты. Угрюм-реку писатель придумал по образу реки Нижняя Тунгуска. Но из-за ограниченного бюджета съемки прошли в районе Екатеринбурга. Живописные места, где снимали фильм, расположились в округе деревни Слобода и Нижнего Тагила.
Сами съемки проходили в основном на реке Чусовая, хотя у зрителей было полное впечатление, что перед ними один из могучих притоков Лены. К моменту начала съемок Свердловская киностудия была маленькой, ее работники не привыкли проводить масштабные съемки, не хватало банального опыта. Дошло до того, что сыгравший Ибрагима сам учил гримера Ирину Колесникову как правильнее и быстрее накладывать грим.
Людмила Чурсина также стоически сносила мучения наложения грима и давала ценные советы. Но не было при этом в поведении никакого снобизма. В один из моментов Екатерина Чуянова обнаружила в буфете киностудии Чурсину, стоящую в конце длинной очереди - актриса полагала, что все так и должно быть. Не было никакого превосходства приезжих звезд над местными актерами - во время съемок все жили одной большой семьей.
Первоначально на роль Прохора Громова планировался Виктор Гусев. Он и приехал на место работы и в первый же съемочный день умудрился сломать ногу, когда слезал со скалы. Так в картине появился Георгий Епифанцев. Тот держался гоголем, постоянно заявляя всем и каждому, о том что заранее был уверен в своем участии в "Угрюм-реке". Специально для съемок ему накладывали на нос горбинку, но у гримеров не всегда выходило одинаково. Епифанцев незлобно подшучивал над гримерами и выставлял им оценки работы.
Режиссер Ярополк Лапшин был человеком сложным, от него доставалась критика всей съемочной группе. Не боялась его только монтажер Светлана Тарик, которая не опасалась возражать даже в присутствии посторонних. Их творческий тандем оказался очень удачным, о чем свидетельствуют 11 картин снятых вместе. После показа фильма по телевидению в адрес Свердловской киностудии и на Гостелерадио благодарственные письма стали поступать мешками.
А затем поступило и предложение показать картину в кинотеатрах. Но для этого нужно было сократить четыре серии до двух. Но Лапшин сказал, что ни в коем случае не будет этого делать — не уберёт ни одного кадра. Говорил: «Возьмите Репина и полкартины отрежьте, что это будет?» И тогда решили запустить как есть. Так вот в течение многих дней наблюдали, как набирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. И кассовые сборы были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому.