Перенесёмся в самое холодное обитаемое место на нашей планете – в Оймякон! Как же я люблю Якутию! Волшебная страна, и в этом году я решил добраться до самой холодной её части. По крайней мере, так считают сами оймяконцы, но тут не всё так просто.
Вы наверняка слышали устоявшуюся ещё в советское время формулу "Оймякон – полюс холода". Но тут есть несколько оговорок. Во-первых, это полюс холода Северного полушария, во-вторых, не факт, что полюс холода – именно Оймякон. Дело в том, что температура -71,2 градуса Цельсия, которая потом вошла во все учебники географии, на самом деле не была задокументирована. Во-вторых, температура -67,7, которая действительно была зарегистрирована, наблюдалась не в самом Оймяконе, а в Томторе – это посёлок поблизости, где находится аэропорт. В-третьих, звание самого холодного места в Северном полушарии оспаривает ещё и Верхоянск: вроде как, в 1885 году температура там опускалась до -67,8 градусов. Но тогда наблюдения были менее точны, и у Оймякона как столицы холода по-прежнему много сторонников.
Действительно ли в Оймяконе было -71,2 градуса или нет, не так важно. Тут адски холодно даже весной. Когда я приехал днём, термометр показывал -53, хотя в этот момент в Якутске уже без шапок народ ходил. Ещё в Оймяконе очень контрастная температура. То есть если ночью -50, то днём на солнышке может быть -30! Как вам такие скачки?
01. До Оймякона добраться не так просто. Зимой нет регулярного авиасообщения, так как летать дорого, и народ едет туда на машинах, а это 928 километров до Якутска (20 часов с учётом паромной переправы, как показывает Гугл) и 1008 километров до Магадана (23 часа). Ближайший посёлок, куда есть регулярные рейсы из Якутска, – это Усть-Нера, но оттуда тоже 11 часов ехать до Оймякона. Но если очень повезёт, можно попасть на чартерный рейс ;) Летают туда самолеты "Полярных авиалиний" из аэропорта Маган. Перед тем как завести двигатель самолёта или вертолёта на морозе, его надо отогреть.
02. А вот и наш самолёт. Это чехословацкий Л-410 "Турболёт". Кстати, с 2018 года эти самолёты собирают и в России (Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации), но у "Полярных авиалиний" самолёт старенький.
03. Билеты очень дорогие, 45 000 рублей туда-обратно, хотя лететь около двух часов. Для сравнения, прямой рейс "Аэрофлота" в Лос-Анджелес (самый длинный перелёт из Москвы, часов) стоит 35 000 рублей в обе стороны. На нашем рейсе было 8 пассажиров.
04. По случаю внезапного рейса самолёт загрузили фруктами и овощами.
05. В аэропорту Томтора, ближайшем к Оймякону, стоят Ан-2, но они зимой не летают.
06. А в тёплое время года "Кукурузник" может перевезти до 12 пассажиров.