Современные женщины — ленивые и избалованные. По крайней мере в этом уверены большинство мужчин… Каждый раз, когда жена рассказывает, как сильно устала, кто-то из них обязательно вспомнит бабушек и прабабушек, которые «растили по 10 детей, стирали белье в проруби и не ныли!».Журналистка издания Cosmo Екатерина Попова попыталась выяснить, насколько легко давались женщинам в прошлом их ежедневные обязанности. И, оказалось, что не очень…
Источник:
Вы, наверняка, замечали, что всякий раз, когда современные женщины рассказывают в соцсетях о своей «нелегкой судьбинушке», обязательно найдется тот, кто упрекнет их в слабости и избалованности. «О какой усталости может быть речь? Робот-пылесос сам пылесосит, мультиварка сама варит, стиральная машинка — стирает, полощет, дети в садике и школе! Вот наши бабки…!». И, как говорится, понеслась.
Давайте же разберемся, какими суперсилами обладали женщины в прошлом, что легко справлялись с огромным количеством домашних обязанностей: растили детей, готовили еду, ухаживали за скотиной, прибирались в доме и даже находили время ублажить своих мужей.
Источник:
Почему-то в большинство пабликов в соцсетях, посвященным славянским традициям, наших прабабушек изображают именно так… Упоминается, что эта хрупкая красавица в льняном платье и с венком на голове уже с семи лет сама разжигала печь, кормила кур, доила коров, а еще вязала, вышивала и выполняла еще кучу домашних дел.
А вот, как было на самом деле… Ниже приведены отрывки из книги Ольги Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана», вышедшей в 1914 году.
«Представления [крестьян] о красоте очень примитивны. Женщины в нашей местности, безусловно, красивы, рослы и лет в пятнадцати-шестнадцати недурно сложены (после шестнадцати фигуры у них портятся благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид».
Крестьяне в Архангельской губернии, 1910 год
Источник:
«Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую — вроде замешивания хлебов и сажания их в печь. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. При таких условиях бабе, конечно, долго „не можется“, и уход за ребенком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пеленке, надрывается от голодного крику, пупок у него пухнет и болит — „грызь“ (грыжа), как говорят бабы».
«Мать идет в поле на работу дней через пять-семь после родов, ребенка либо берет с собой, либо, если поле близко и можно прибежать накормить ребенка, оставляет его на попечение „старухи“ или старшей сестры».
Детям 3, 6 и 9 лет. 1910 год
Источник:
«Смертность детей бывает наивысшая летом, Петровками, и особенно в рабочую пору, когда беспризорные дети питаются кое-чем и кое-как, когда они едят и огурцы, и незрелые яблоки, и всякую зеленуху. Главная причина смертности — дизентерия, понос. Что касается до процента смертности, то в большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре».
Как видите, никаких румяных блондинок в венках и с пяльцами. Наши прабабки не жили, а выживали. И к 30 годам они уже выглядели измученными старухами. Но жаловаться на свою жизнь не было смысла, так как они знали, что другой все равно не будет.
Кружок ликбез (ликвидация безграмотности)
Источник:
Стоит отметить, что во многих книгах того периода встречаются упоминания о том, как мужчины якобы препятствовали женщинам в их стремлении построить лучшую жизнь. Так, например, в книге «Труд и быт советских женщин» 1983 года выпуска рассказывается, что после революции мужья «не давали бабам получать грамоту», дескать «если им дать грамоту, то они, пожалуй, нас совсем слушаться не станут».
В докладе Сибревкома, посвященному вовлечении женщин в работу Советов в 1925 году, говорится следующее:
«Мужики, чтобы помешать „бабам“ организовываться, устраивали препятствия вплоть до избиения своих жен и запирания их на замок».