И не подозревал выдающийся немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер, что выведенный им афоризм «человек талантливый, талантлив во всех областях» станет так популярен в Советском Союзе и, соответственно, на всём постсоветском пространстве, трансформировавшись во вполне себе аксиому, гласящую «талантливый человек – талантлив во всём».
Если сам Фейхтвангер обладал другими талантами, кроме писательского, то он это успешно скрывал, поэтому собственному афоризму соответствовал не совсем. Мы же сегодня хотим поговорить о людях, которые вполне подпадают под это определение, прославившись не только на профессиональном поприще, но и в других областях творчества, науки и общественной жизни.
Впрочем, не Фейхтвангером единым – в английских словарях начала 17 века уже встречается определение «универсального человека». Термин этот предполагает человека чрезвычайно одарённого, интеллектуально развитого, который может в равной степени добиться успеха в разных областях знания. Иногда для определения подобных выдающихся личностей использовался термин полимат.
Наиболее точно эти термины характеризуют гениев эпохи Возрождения, гораздо реже – античности и Нового времени. В наше время, когда каждая наука продвинулась далёко вперёд, трудно достичь ощутимых успехов даже в смежных областях и нечего думать о том, чтобы получить «нобелевку» по, скажем, микробиологии и ядерной физике. Но тогда, просыпающиеся после Средневековья искусство и наука позволяли жадным до знаний талантам достигнуть совершенства в своей области и ринуться дальше – к неизведанному.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
С кого начать наш рассказ, как не с Леонардо, который по сей день остаётся одним из ярчайших претендентов на звание «универсальный человек». Трудно сейчас сказать в чём Леонардо достиг наибольшего успеха. Безусловно он навсегда вошёл в историю живописи как гениально одарённый художник. Его работы поддаются постоянному критическому переосмыслению, конспирологи ищут на полотнах зашифрованные послания, а очереди в зал Лувра, где размещена «Мона Лиза», не иссякают.
Но начать мы предлагаем с весьма неожиданного и малоизвестного таланта да Винчи, а именно – блестящих способностей организатора и придворного распорядителя пиров. В качестве последнего Леонардо выступал в Милане на протяжении тринадцати (!) лет. Впрочем, и здесь одарённость изобретателя не осталась в стороне – он изобрёл несколько предметов кухонной утвари, упрощающих работу поваров, и даже создал пользующийся неизменной популярностью рецепт мяса с овощами.
Источник:
Анатомические наброски да Винчи
Многое, что делал Леонардо, пропадало втуне его записей, не имея возможностей быть реализованными прямо здесь и сейчас. Учёный создал огромное количество анатомических набросков и эскизов, сделанных во время вскрытия тел людей и животных. Внимательность к деталям позволяет представителям медицинской профессуры говорить о том, что да Винчи опередил своё время более чем на триста лет, превзойдя даже классическую «Анатомию» Грея.
Леонардо, несмотря на очевидные успехи в живописи, всегда считал себя в первую очередь учёным и изобретателем. Сейчас, когда многие его изобретения мистифицированы, прозорливость мастера доводится некоторыми исследователями до гротеска. Нельзя, впрочем, отрицать главного – да Винчи, если и не стал Королёвым эпохи Возрождения, то стал её Циолковским. Мечта о том, чтобы запустить человека в воздух не покидала его – об этом свидетельствуют эскизы разнообразных летательных аппаратов, вдохновлённых анатомированием птиц. Помимо этого, Леонардо создал пистолетный колесцовый замок, который пережил создателя на несколько веков, предложил идею телескопа, аэроплана, прообраз танка, самоходной повозки и других, реализованных в наше время проектов.
Само собой, не стоит забывать и о живописи, где техническая отсталость эпохи не ограничивала фантазию гения. «Мона Лиза», «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек» и, наконец, «Тайная вечеря» – лишь малая доля шедевров великого мастера.
Ах да, мы совсем забыли сказать, что великий учёный блестяще играл на лире.