Кто бы мог подумать, что узнать человека поближе можно лишь взглянув на сигареты, которые он курит. По крайней мере, именно так было в Советском Союзе. Пачка сигарет, лежавшая в кармане советского человека, могла немало поведать о его биографии… За каких-то 10-15 лет советская власть электрифицировала деревню и изжила неграмотность ее обитателей. Но она так не смогла отучить их от выращивания самосада и повальной выделки «первача».
Источник:
Самогоноварение было следствием «сухого закона» 1914-1921 г.г. и приобрело невиданные масштабы. Емкость с брагой или фруктовым вином стояла практически в каждой хате, а треть селян имели аппараты и приспособления для перегонки. В 1925 году каждое второе уголовное дело в УССР открывалось по «статье за самогоноварение», по которой давали от 1 до 3 лет. Для сравнения, за возбуждение массовых беспорядков тогда давали всего 6 месяцев.
Источник:
Но не помогло: войдя во вкус, деревня гнала самогон и в годы войн и кризисов, и в годы экономического благополучия – и гонит его до сих пор. Культивирование гражданами табака на собственном подворье советской властью не воспрещалось. Напротив, это помогло снизить социальное напряжение во время разрухи Гражданской войны, когда табачная промышленность почти встала, а число курящих упорно росло. Курили мужики, вернувшиеся с «германского фронта», курили красноармейцы, в городах курили рабочие и служащие, а для женщин курение стало самовыражением, символом освобождения. Вот только когда закончились папиросы, курить стало нечего. В деревне эту проблему решили выращиванием самосада – те, кто это умел.
Самосад: наследие прадедов
Источник:
Однако, Россия, и даже Украина – не Вирджиния. Да и сортовых семян хорошего табака у крестьян не было. На огородах сажали в основном махорку, отлично чувствовавшую себя даже в суровом климате Сибири. Самосад был весьма крепок, а если это была даже не «махра» и не «табачок», а «что-то наподобие», то его дымом можно было запросто выгонять из хаты мух и комаров. Кстати, существует мнение, что нынешняя повальная «борьба с курением», очень напоминающая горбачевскую антиалкогольную компанию (запреты, повышение цен), приведет к возрождению выращивания самосада. Разумеется, это отнюдь не пойдет на пользу здоровью населения, ведь содержание смол и никотина в самосаде бывает запредельным, а об отсутствии контроля качества и говорить не стоит. В итоге, как это часто случается, борьба за здоровый образ жизни только увеличит число заболевших…
Источник:
Но во времена наших прадедов о вреде табака особенно не задумывались. Страна увлеченно пыхтела самосадом, возникла целая культура кустарного табакокурения. Народ обменивался «табачком» и «махрой» (у кого крепче, у кого ароматней) и методами их выращивания, изобретал приспособления для резки табачных листьев, придумывал способы курения. В условиях дефицита курительной бумаги народ сворачивал самокрутки из газет, тетрадей, листовок и прочей доступной целлюлозы. А особо популярны были самокрутки «козья ножка», по сути своей представляющие эдакую одноразовую бумажную трубку. На «козьи ножки» уходило в несколько раз больше бумаги, чем на обычную свертку, поэтому их курение считалось шиком.
Источник:
Люди, с юности привыкшие курить крепкий самосад, даже перебравшись в город, не всегда переходили на легкий табак и папиросы. Поэтому в довоенном СССР основной спрос был именно на крепкое «курево». А учитывая, что выращивание и обработка махорки обходилось государству проще и дешевле, чем культивирование (и тем более импорт) табака и производство папирос с сигаретами, молодая советская власть была только рада, что неприхотливый народ предпочитает «махру». Ситуация несколько изменилась после того, как во власти дымящих махоркой революционеров подвинули ценившие хороший вкус бюрократы. Даже сам Сталин курил и пил не что-нибудь, а хороший сортовой табак и лучшие кавказские вина. И народ стали потихоньку отучать от «козьих ножек» с махоркой, настоятельно рекомендуя ему курить заводские папиросы.