Вестерн – уникальное явление массовой культуры. Из исключительно американской местечковой мифологемы он превратился в мировой феномен. В любой стране мира узнаваем ковбой в классическом обмундировании: рубашка, шляпа, карабин, входящий по пустынной улице в крошечный городок. Если в салуне (что такое салун также известно всякому) ещё не дерутся и не стреляют, то с появлением героя, заказавшего там выпить – обязательно будут.
Представили картину? Эти образы далёкого континента и давних времён крепко впаяны в нашу прошивку, не важно – являемся мы поклонниками вестерна или нет, смотрели два фильма или два десятка. Но давайте разберёмся, откуда вестерн берёт своё начало и почему популярен столь повсеместно?
Где и когда?
Источник:
Действие классического вестерна (другие случаи мы оговорим ниже) происходит в Северной Америке, на Диком Западе, территории так называемого фронтира. Фронтир (с английского «рубеж») – это граница соприкосновения условных цивилизации и дикости, которая постепенно отодвигалась всё дальше на запад, вместе с продвижением колонизаторов. Фронтир пересекал современные Техас, Колорадо, Небраску, обе Дакоты, Канзас и некоторые другие штаты.
Весь девятнадцатый век, после Войны за независимость США, сотни тысяч американцев-пионеров, постепенно заселяли земли, где прежде плотность населения составляла меньше двух человек на квадратную милю. На это же время пришлась и Гражданская война в США, часто находящая своё отображение в вестернах, Мексиканская война, операции правительственных войск против индейцев и т.д. Линия фронтира стёрлась на карте США, едва не дотянув до начала 20-го века. Т.е. последние отголоски событий были живы, когда формировался жанр вестерна.
Зарождение стереотипов
Источник:
Буффало Билл в окружении индейцев
Тот Дикий Запад, каким мы его знаем сейчас, был создан, как ни странно, шоуменом по прозвищу Буффало Билл, который создал шоу трюкачей, ставшее невероятно популярным не только в США, но и в Европе, куда их пригласили после домашнего успеха. Нужно сказать, что шоу не было чистой «клюквой» на американский лад – в нём принимали участие настоящие ковбои, охотники и даже индейцы, демонстрирующие стрельбу, джигитовку, лассование и другие «ковбойские элементы». Артисты разыгрывали ставшие архетипическими сценки с ограблениями дилижансов, столкновения солдат и индейцев etc. Визуальный стиль ковбоя шёл в комплекте: шейные платки, сапоги со шпорами, жилеты – всё работало на образ. Да что там говорить, само название Дикий Запад было взято прямиком из названия шоу…
Впрочем, не Буффало Биллом единым. Большой интерес к американским событиям пробудили и писатели. Если не брать литературных подёнщиков вроде Луиса Ламура и Макса Бранда, промышлявших на ниве дешёвого чтива, то можно выделить имя Майн Рида (который, кстати, участвовал и был ранен в Мексиканской войне). Однако, вспыхнувший после публикации «Всадника без головы» читательский восторг прошёл – для эксплуатации затронутых Ридом сюжетов было ещё рано. Творивший же позже немец Карл Май (один из любимейших писателей Гитлера, кстати) благодаря произведениям о Диком Западе получил известность у себя на родине в конце 19-го века.
Характеры и сюжеты
Источник:
Одним из главных сюжетов является противостояние цивилизации и «дикости», где первую представляют колонисты, а вторую – индейцы или же борьба шерифа и местных жителей, против дикости, олицетворяемой шайкой бандитов. Бывают в этой схеме и исключения, о которых мы ещё поговорим ниже. Не менее редко в вестерне и столкновение маленького человека с крупным капиталом: скупщиками земель, нефтедобытчиками, железнодорожными компаниями. Часто обозначен и мотив мести: за отнятое хозяйство, землю или убитую семью.
Одиночкой может быть не только разорённый фермер, но и бандит или охотник за головами – индивидуалист, презирающий общественные нормы. В вестерне моральные критерии вообще не столь важны – любовь зрителя может снискать обаятельный негодяй или шайка творящих беззаконие откровенное бандитов. Регулярно встречаются и сюжеты о поиске клада или других ценностей.