Часто танки становятся знаками эпох, их породивших. Так, Т-34 стал ассоциироваться с Великой Отечественной Войной, а Т-62М превратился в своеобразный символ Афганской войны. Но некоторые машины успевают сыграть важную роль сразу в нескольких эпохальных событиях. А иногда – отдельно взятый экземпляр может принять участие в, казалось бы, несовместимых событиях. О таком случае мы сегодня и поговорим.
В 1946 году британские конструкторы представили танк Centurion, который стал предвестником западных ОБТ. Изначально машину создавали для противодействия немецким тяжелым танкам, но высокий модернизационный потенциал позволил «Центурионам» пережить не только Холодную войну, но и составлять основу ряда современных армий.
В начале 1948 году начался выпуск версии Centurion Mk.3 – с новой 84-мм пушкой. Именно такой танк в 1951 году вышел из ворот Royal Ordnance Factory в 1951 году. Машину под заводским номером 39190 включили в контракт, согласно которому партия «Центурионов» отправлялась служить в Австралию. Там машине присвоили регистрационный номер 169041, приписав к учебной части на полигоне Пакапунял.
.
Атомный танк
В 1953 году поступил приказ на отправку танка 169041 в пустыню Эму на западе Австралии для участия в «секретной миссии». Там располагался полигон «Вумера», который выбрали для участия в ядерных испытаниях «Тотем 1». В силу удаленности и труднопроходимой местности, трейлер, который вез танк, не дошел до пункта назначения – к месту испытаний «Центурион» доехал своим ходом. На тот момент одометр машины показывал лишь 740 километров пробега.
Перед испытаниями в танк загрузили полный боекомплект, заполнили топливные баки и разместили манекены танкистов. По сценарию учений, машину разместили на расстоянии в 450 метров (позже выяснилось, что бомба упала в 320 метрах) от эпицентра взрыва с включенным двигателем. 15 октября 1953 года 9,1-килотонная бомба взорвалась рядом с танком. И как он это пережил?
От взрыва танк отодвинуло на 1,5 метра и слегка развернуло, а стекла приборов наблюдения помутнели. Сгорел матерчатый кожух орудийной маски, а бортовые экраны отбросило на 180 метров. Двигатель заглох, но позже выяснилось, что попросту закончилось топливо. Результаты исследований показали - несмотря на стойкость машины, экипаж не пережил бы чудовищной взрывной волны. Люки были открыты, а некоторые внутренние обшивки сорвало с креплений.
Через три дня экипаж завел подопытную машину и отправился обратно к Вумере. Примечательно, что никто из военных, взаимодействовавших с машиной, не имел защитных костюмов. Танк прошел несколько метров своим ходом, но вскоре отказал двигатель. К полигону его эвакуировали два тягача – уже в Вумере машине провели процедуру дезактивации.
Что дальше?
В сентябре 1956 года танк получил новый двигатель. Башню с машины сняли из-за повреждений практически всех прицельных приспособлений, а танк использовался в качестве эвакуационной машины в родной части. Спустя два года машину отправили на капитальный ремонт, где ей вернули башню и довели до уровня Mk.5 – с новой 105-мм пушкой. После ремонта танк отправили на хранение, где ему не пришлось долго ржаветь – уже в 1962 году машина снова использовалась для тренировки танкистов.
Но в 1968 году заслуженный отдых танка номер 169041 был прерван – в составе 1-го бронетанкового полка машину отправили во Вьетнам. Там машине присвоили бортовой номер 24C. Экипаж танка без эксцессов прослужил до 1969 года, пока его судьбу не оборвала граната РПГ. В ходе патрулирования борт 24C был поражен в левую часть нижнего бронелиста. Кумулятивная струя прошла по диагонали, сильно ранив наводчика. При этом остальные члены экипажа смогли обеспечить охрану подбитой машины и эвакуацию раненого сослуживца. На этом завершилась боевая история атомного танка.