Его называли "испытателем космических кораблей". Комаров пилотировал первый "Восход" и первый "Союз", став первым советским космонавтом, совершившим два полета в космос и первым, совершившим полеты на двух кораблях разных типов.
И вот загадочное совпадение: первый американский астронавт, совершивший тоже самое (но на 2 года раньше), а именно Вирджил Гриссом (он совершил полеты на втором "Меркурии" в 1961 и на "Джемини-3" - первом пилотируемом корабле программы в 1965) также трагически погиб в спускаемом аппарате космического корабля, но на земле ("Аполлон-1"). При этом и от Комарова и от Гриссома остались только небольшие обугленные фрагменты тел.
А еще некоторые отечественные криптоисторики и сторонники теории заговора именно Комарова считают первым советским космонавтом, апеллируя к тому факту, что именно его полет является первым, документальные подтверждения которому имеются в свободном доступе.
23 апреля 1967 года с космодрома стартовал новый трехместный корабль «Союз-1». На борту был один-единственный космонавт — Владимир Комаров.
Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту: не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, из-за запотевания не работал солнечно-звездный датчик, возникли сбои в работе новой ионной системы ориентации. Когда поступила команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс… Космонавт сумел произвести торможение над расчетной точкой, но отказала парашютная система. Владимир Комаров погиб ровно через 40 дней после своего 40-летия. У него осталось две могилы, родным выдали два свидетельства о смерти.
Новый космический корабль «Союз» начали создавать в пику лунной программе США. Правительство СССР вынесло секретное постановление, согласно которому советские космонавты должны были первыми в 1967 году облететь Луну, а через год высадиться на спутник. Для этого в спешке начали конструировать корабль «Союз».
— Состоялось три беспилотных запуска «Союзов», и все они были проблемными. Несмотря на это, 23 и 24 апреля в 1967-м решено было отправить на орбиту сразу два пилотируемых корабля.
— Первым должен был лететь на трехместном «Союзе–1» Владимир Комаров. На следующий день на «Союзе-2» должны были выйти на орбиту Хрунов, Быковский и Елисеев. Потом планировалась стыковка: к «Союзу-1» должен был подойти второй корабль, Хрунов и Елисеев через открытый космос должны были перейти в корабль отца. После чего оба «Союза» должны были пойти на посадку.
В 1967 году готовились отметить 50-летие советской власти, нужны были свершения в космосе.
— Кто первым прибыл на место падения?
— Местные жители из соседнего села. Пытаясь потушить пожар, они забрасывали огонь землей. Когда приземлились вертолеты службы поиска, то были использованы огнетушители. Весь пепел и мелкие фрагменты собрать было невозможно, на месте падения насыпали небольшой холмик. Летчик-испытатель Сергей Анохин положил на насыпь, как принято у летчиков, свою форменную фуражку.
25 апреля на траурном митинге с трибуны Мавзолея выступили Суслов, Келдыш и Гагарин. Урну с прахом Комарова устанавливали в нишу Кремлевской стены.
В выданном свидетельстве о смерти в графе «причина» было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щелково.