Продолжая тему создания в СССР собственных боевых машин на базе трофейной техники, мы решили рассказать ещё об одной машине, которая создана на шасси немецкого танка Pz.Kpfw.III.
Машина, которая была выпущена в достаточно небольших количествах, но все-таки серийно. Увы, но в России таких машин в первозданном виде не сохранилось. В Москве, на Поклонной горе есть образец-гибрид. Настоящая ходовая и современная башня.
Единственная такая машина, которую действительно произвели в годы Великой Отечественной войны и которая участвовала в боевых действиях, находится в виде памятника на постаменте в украинском городе Сарны. Машина была найдена на дне реки, поднята и стала памятником.
Итак, герой сегодняшнего рассказа — самоходная установка СУ-76и.
Машина, которую часто незаслуженно критикуют. Машина, которая по огневой мощи не уступала танку Т-34. Машина, которая смогла заменить на время доработки полностью советскую СУ-76. Всего 201 СУ-76и. Но это 201 герой и 201 героический экипаж.
Начать следует не с истории создания, а с названия. Дело в том, что для большинства любителей советской техники существует две самоходки. СУ-76и и СУ-76(С-1). Есть и те, кто скажет, что была ещё одна САУ — СУ-76(T-III). Да, все эти машины были в РККА. Но, на самом деле это одна машина. Просто на разных стадиях разработки.
СУ-76(Т-III) — это всего лишь промежуточное обозначение машины, которое использовалось в начале разработки САУ. СУ-С-1, в других документах СУ-76(С-1) — это обозначение, под которым машина была принята на вооружение. СУ-76и — это название современное. Буква "и", кстати, обозначает "иностранная". Мы будем использовать современное обозначение САУ.
В материале о САУ СГ-122 мы затронули тему дальнейших разработок КБ А. Н. Каштанова. Уже при разработке самоходной гаубицы для конструкторов стало понятно, что шасси танка Pz.Kpfw.III без серьезной доработки использовать для создания тяжелых САУ проблематично. Те же СГ-122 были явно перегружены впереди. Что создавало множество проблем экипажам.
Уже в 1942 году Каштанов вышел с предложением поставить на немецкое шасси 76,2-мм пушку ЗиС-3Ш. Именно такая пушка устанавливалась на СУ-76. В другом варианте предлагалось использовать Ф-22УСВ. Оба варианта были по-своему хороши и плохи. Орудия были достаточно хорошо скомпонованы и обладали хорошими огневыми свойствами. Однако существовал недостаток, который делал их использование проблематичным.
Крепление станка к полу при наводке орудия как по вертикали, так и по горизонтали, приводило к тому, что между броневым листом и корпусом рубки появлялись щели. Экипаж подвергался опасности быть пораженным не только снарядами, но и осколками и даже пулями стрелкового оружия.
Каштанов рассматривал и классическое решение — использование тумбы. Но в этом варианте боевое отделение уменьшалось, что приводило к уменьшению боекомплекта САУ. "Американский" вариант размещения одного из членов экипажа во время боевой работы вне машины даже не рассматривался.
Лучшим решением была установка орудийной установки С-1, которую разработали в ЦАКБ на основе Ф-34. Орудие устанавливалось не внутри рубки, а на лобовом листе корпуса. Для этого на С-1 была специальная карданная рамка. Машина получала вид привычной самоходки. Да и установка С-1 для конструкторов не была проблемой.
1942 год для СУ-76 выдался сложным. Использование машин не по назначению привело к огромным потерям. Машина была предназначена для непосредственной поддержки пехоты. Согласитесь, трудно возразить командиру СУ-76 на фразу командира стрелкового подразделения вроде "у тебя броня и орудие, а у моих солдат из защиты только небо и земля". Вот и горели самоходки, выкатываясь на прямую наводку против танков.
Но особенно много нареканий и, чего греха таить, смертей, было от двух двигателей, которые периодически рассинхронизировались и выводили из строя не только силовую установку, но и шасси. Причем явление это было настолько частым, что командование РККА потребовало снять САУ с фронта и отправить на доработку.