145 лет назад родился настоящий герой и невероятный искатель приключений по имени Чарльз Лайтоллер. Истории про него знают, наверное, многие, а про него самого не знает практически никто.
Чарльз Герберт Лайтоллер появился на свет 30 марта 1874 года в небольшом торгово-промышленном городишке Шорли в Лэнгшире, Англия. Мать умерла вскоре после его рождения. Отец же, как только Чарльзу исполнилось 13 лет, устроил сына на фабрику по переработке хлопка, а сам отправился в Новую Зеландию. Чарльза не привлекала тяжёлая работа, он бежал фабрики и нанялся юнгой на четырёхмачтовый парусник, имевшем водоизмещение 2500 тыс. тонн, модернизированный по последнему слову техники и имевший стальной корпус — «Primrose Hill».
Затем, уже на другом паруснике — "Holt Hil ", юный Чарльз вступил в тот мир приключений и опасностей, который стал его на всю жизнь. Корабль попал в шторм во время плавания по Южной Атлантике. Во время этого шторма судно потеряло все свои мачты. Ничего не оставалось, как отправить его в ремонт. И оно было отправлено в Рио-де-Жанейро, где в это время бушевала революция и эпидемия оспы. После лёгкого ремонта корабль снова выпустили в плавание.
Результаты некачественного ремонта не замедлили сказаться. Судно снова попало в шторм (на этот раз — в Индийском океане) и вновь осталось без всех мачт, после чего, дрейфуя, село на мель около крохотного о. Сент-Паул. Капитан во время шторма погиб, в живых из команды осталось всего 8 человек. На островке им пришлось пробыть несколько дней, прежде их подобрало судно "Kооrong".
Спасшиеся моряки прибыли на борту " Kооrong " в Австралию. На мель судно село в середине ноября 1889 года, а в Австралию моряки попали лишь к Рождеству. Сразу после прибытия Чарльз поступил на судно " Duke of Abercorn", намереваясь на нём отправиться в Англию.
Третье серьёзное плавание Лайтоллера произошло на том же судне, с которого он начинал - на "Primrose Hill". Корабль шёл из Англии в Калькутту. На этот раз юному мореплавателю было суждено попасть в циклон в океане. Для судов того типа это считалось смертельным. Но Лайтоллер, естественно, остался цел и невредим.
Через 12 лет он был уже опытным моряком: в 21 год, обойдя под парусами полмира, пережив кораблекрушение, пожар в открытом море и сильнейший циклон — Лайтоллер получил удостоверение помощника капитана, перешёл из парусного флота в пароходный и следующие 3 года служил в Королевском почтовом флоте Африки, где чуть не умер от тяжёлого приступа малярии.
После этого он на время покинул морскую службу ради того, чтобы поучаствовать в «золотой лихорадке» на Клондайке. Однако дело не выгорело — Чарльз быстро разбогател и так же быстро разорился, пришлось перебиваться случайными заработками. Безбилетником на товарных поездах ему удалось пересечь Канаду и, потрудившись какое-то время ковбоем, добраться-таки обратно в Англию, где он продолжил морскую карьеру, устроившись в «White Star Line» — крупнейшую британскую судоходную компанию конца XIX, основанную в 1845 году для морских перевозок иммигрантов в Австралию.
Своеобразное чувство юмора Лайтоллер продемонстрировал жителям австралийского Сиднея во время англо-бурской войны. В то время в Британском содружестве в самом разгаре была вторая англо-бурская война, в которой активное участие принимали и австралийские солдаты. Так как это был первый конфликт, в котором принимала участие Австралия, бывшая тогда территорией Британии, всё внимание нации было приковано к Южной Африке. В этой неспокойной ситуации особо заметной оказалась шутка, автором которой был Лайтоллер сотоварищи. В 1900 году судно “Medik”, на котором в то время служил Чарльз, пришвартовалось в порту Сиднея. Узнав о том, сколь много внимания уделяется южноафриканскому конфликту, Лайтоллер и ещё 4 матроса решили разыграть местное население. На небольшой лодочке они подгребли к Форту Денисон в гавани Сиднея. Ночью, Чарльз с помощью приятелей, водрузил на громоотвод одного из местных фортов бурский флаг, зарядил всяким мусором и огромным количеством пороха пушку и, подпалив фитиль, отчалил. Выстрел вызвал в городе переполох, переросший в панику, когда, проснувшиеся от грохота жители, увидали над своим оборонительным сооружением флаг врага. Уйти от наказания Лайтоллеру повезло лишь чудом, местные газеты требовали судить проказников, однако хватило возмещения ущерба и публичного извинения от «WSL». Но, как оказалось, это не стало концом карьеры Чарльза Лайтоллера, а в некотором смысле, даже наоборот: за то, что он взял ответственность за инцидент на себя и не согласился выдать соучастников, Чарльз был переведён на северо-атлантические линии, что можно было рассматривать как повышение.