Работая над циклом «Оружие Второй мировой», порой перелопачиваешь столько информации, что волей-неволей тянет написать более широко о каком-либо моменте. Как, например, получилось с историей Марка Биркье и его пушки HS.404.
В своих статьях об артиллерии я как-то позволил себе мысль, что в каждой пушке можно открыть детектив. Здесь будет та еще бондиана, со всеми непременными атрибутами.
Но начнем с главного героя.
Марк, первоначально Биркигт. Родился в Швейцарии, там учился, служил, а когда пришло время заняться делом, дела-то как раз для Биркигта в родной стране и не оказалось. И он отправился гастерить в Испанию. Ну просто ближе не было ничего приличного в начале 20 века.
Hispano-Suiza T15 Alfonso XIII SWB. 1912
В Испании Биркгит занимался откровенными мелочами типа проектирования автомобилей и мимоходом придумал карданный вал как способ передачи крутящего момента от двигателя к колесам. До него Даймлер и Бенц в «Мерседесе» использовали цепной привод.
Hispano-Suiza H6 Coupe-Chauffeur Landaulet от Chapron. 1922 г.
Hispano-Suiza H6B Skiff Torpedo от Labourdette. 1922 г.
Hispano-Suiza H6C Convertible Sedan от Hibbard Darrin. 1928 г.
Hispano-Suiza J12 Cabriolet от Vanvooren. 1935 год.
А в 1904 году в Барселоне была основана фирма La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles S.A., что означает «Испано-швейцарская фабрика автомобилей», где Марк Биркигт занимал пост генерального директора и главного конструктора.
И нет бы всю жизнь заниматься машинами, стать известным человеком, как те же Даймлер, Бенц, Порше, Ситроен… Биркигта понесло дальше. Вперед и вверх.
Все так странно сложилось, но в 1914 года он начинает заниматься авиационными двигателями. Более того, Биркигт проектирует просто чудо чудесное — V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор Hispano-Suiza V8 с водяным охлаждением мощностью 140 л.с.
С чем можно сравнить этот мотор? Ну что-то типа пистолета Кольта 1911 года, винтовки Мосина, пулемета Максима. Классика на века.
Просто вдумайтесь в цифры: фирма Биркигта за Первую мировую войну выпустила более 50 000 этих моторов. На моторе летала вся Антанта, HS-V8 выпускали по лицензии во Франции, Великобритании, США, Италии, России и Японии.
Именно после войны на машинах Биркигта появилась фигурка летящего аиста – по совместительству эмблема знаменитой французской истребительной авиационной эскадрильи "Cigogne" (Аист).