Байопики о жизни Моцарта и Ганди, судебные драмы о расследовании убийства Кеннеди и преступлений нацистских бонз, истории рабства древних евреев и негров прошлого века, схватки за национальную независимость и кусок хлеба с маслом. Всё это великолепие расфасовано по самым разным обёрткам: политический детектив, ироническая (мело)драма, триллер, притча и экшн – каждый найдёт себе что-то по душе.
Источник:
Амадей / Amadeus (Милош Форман, 1984)
Источник:
Когда речь заходит о классической музыке, операх и прочих подобных «возвышенных» материях, многие представляют себе в первую очередь театральные аристократические ужимки, пафос костюмов и золотую лепнину интерьеров, то есть экспозиция зачастую преобладает над драматизмом сюжета. Однако Милошу Форману, несмотря на наличие всего вышеперечисленного, удалось создать фильм о живом, лишённом исторического глянца мире с не менее живой фигурой выдающегося композитора в центре сюжета.
Вена 1770-х показалась зрителям одновременно родной и далёкой от иллюзорной идеальности. Дуэт Тома Халса, исполнившего роль самого Моцарта, и Мюррея Фридриха Абрахама, воплотившего его «заклятого друга» Сальери, ещё одна удача фильма. Любовь, ярость, ревность придают характерам, которые у менее искусного мастера рисковали бы превратиться в картонки, реалистичности и живости. Юмор, в исторических полотнах применяющийся крайне редко, в исключительно сатирическом ключе, выглядит здесь тонко и органично. «Амадей» вдохновил другие фильмы, которые стали смотреть на исторические события свежим, в некотором смысле даже дерзким взглядом, среди таких можно назвать «Марию Антуанетту» Софии Копполы и «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса.
Последний император / The Last Emperor (Бернардо Бертолуччи, 1987)
Источник:
Этот биографический фильм, в создании которого участвовали Великобритания, Италия, Китай и Франция, посвящён жизни Айсиньгёро Пуи – последнего императора Китая, который взошёл на трон ещё ребёнком. Разворачивающееся в двух временных отрезках действо, представляет последнего императора в двух ипостасях: ребёнка, облечённого властью, и заключённого, вспоминающего свою жизнь из тюремной неволи. Каково это быть посаженным на трон многовековой империи, трещащей по швам в предвкушении новой эпохи, в двухлетнем возрасте? И каково лишиться всего, превратившись не просто в обычного гражданина, а в узника?
Изображая исторические события, Бертолуччи по обыкновению (вспомните хоть «Мечтателей» и «революцию» 1968 года) ищет необычные средства изложения, передачи веяний эпохи, настолько гигантских, что почти незаметных (кстати, консультировал создателей в том числе и родной брат Пуи). Это не просто идеализированный взгляд на «традиционное» общество старого Китая и критический на пришедшее ему на смену «новое племя», это попытка взглянуть на всё многообразие мира глазами ребёнка, находящегося в самом его центре.
Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (Оливер Стоун, 1991)
Источник:
Убийство Кеннеди является ключевым сюжетом для огромного количества картин, которое особенно увеличивается в наше время: тут и очередные реконструкции событий («Парклэнд») и взгляд с женской стороны («Джеки»), и семейная сага («Клан Кеннеди») и фантастика (сериал «11.22.63» по Кингу). Оливер Стоун же, находящийся в вечной оппозиции к американскому политикуму, в далёком 1991 году снял уникальный фильм, который находится посередине между документальным и игровым кино.
Основанное на записях из зала суда и воспоминаниях очевидцев полотно (хочется даже сказать «полотнище», ведь режиссёрская версия фильма идёт, ни много ни мало, 206 минут, почти три с половиной часа!) делает упор не столько на само убийство, сколько на долгие судебные разбирательства, последовавшие за ним. Окружной прокурор Джим Гаррисон (Кевин Костнер) пытается разобраться с несостыковками, находя в деле об убийстве президента новые и новые странности – даже тех, кто сведущ в этом вопросе ждут новые открытия, – однако, невидимая всевластная рука делает всё, чтобы не дать ему докопаться до правды. Впрочем, иногда поставленный вопрос не менее важен, чем конкретный ответ…