Наконец-то здравые люди стали задавать вопросы и пытаться разораться, что же произошло с малайзийским лайнером, сбитым над Украиной.
Смонтированные аудиозаписи, неучтенные свидетельства очевидцев и борьба за "черный ящик" - вот то немногое, что начало всплывать в этом запутанном деле. И все эти выводы сделали не российские специалисты, а голландцы и малайзийцы.
Аудиозаписи переговоров смонтировали
Так, Акаш Розен, старший следователь по цифровой экспертизе малайзийской фирмы OG IT Forensic Services, утверждает, аудиозаписи переговоров, исследованные совместной следственной группой, подверглись монтажу. В частности, он указывает на то, что уровни шумов различаются, а много частей аудио отсутствует.
Немецкий аналитик Норман Риттер подтвердил слова эксперта, отметив, что телефонные записи были подделаны путем девяти отдельных манипуляций.
"Здесь много редактирования. И я действительно сомневаюсь в подлинности этих записей", — заявил Риттер. 18 июня руководитель Национальной службы криминальных расследований Нидерландов Уилберт Паулиссен на пресс-конференции заявил, что источником записей выступила СБУ.
Показания местных жителей
Также дер Верфф и Ерлашова встретились с несколькими свидетелями из ДНР, в частности с Александром из города Торез и Валентиной Коваленко из поселка Красный Октябрь.
Александр рассказал, что ракетное оборудование, которое по утверждению совместной следственной группы было доставлено через украинско-российскую границу 17 июля, находилось в Торезе по меньшей мере за день или два до крушения самолета. Он не подтвердил, что это был зенитно-ракетный комплекс "Бук".
"Но это событие произошло не 17 июля, а накануне. За день или за два. То есть проезд вот этой техники, если эта техника, и события в Грабово, ну, в смысле, падение самолета — это в разные дни произошло", — рассказал Александр.
Режиссер несколько раз попросил Валентину Коваленко указать точное направление, откуда летела ракета в день крушения. Женщина, проживающая менее, чем в двух километрах от места крушения, рассказала, что ракета летела со стороны деревни Степановка, которая находилась под контролем украинских военных.
Борьба за "черные ящики"
Экс-руководитель операцией Совета национальной безопасности Малайзии полковник Мохамад Сакри сообщил авторам фильма, что провел секретную операцию, чтобы получить "черные ящики", которыми пытались завладеть США и Украина.
"Я поговорил с премьер-министром (экс-премьером Наджибом Разаком. — Прим. ред.). Он сказал мне немедленно отправляться на место крушения", — рассказал Сакри.
По его словам, по прибытии в Киев украинские власти заблокировали малазийцам доступ к месту катастрофы, после чего он вместе с группой из 11 человек, включая медспециалистов и солдат, отправился в Донецк тайно.
Сакри сообщил, что прибыл на место крушения раньше вооруженных представителей Австралии, Нидерландов и Украины, которых не пропустили подразделения ДНР.
Полковник получил "черные ящики" 22 июля 2014 года в Донецке. В документальном фильме также показан документ с подписью Сакри и печатью Национального совета безопасности Малайзии, в котором закреплен факт передачи "черных ящиков".
По словам полковника, СММ ОБСЕ просила Малайзию отдать "черные ящики", но получили отказ. После этого к Сакри, по его словам, пришли агенты ФБР.
"Они обратились ко мне, чтобы я показал им "черный ящик". Я сказал "нет", — утверждает Сакри.
Он также сообщил, что в Киеве правительство Украины пыталось "заставить его оставить им "черные ящики", на что он также ответил отказом.
Премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада обвинил Совместную следственную группу (JIT) в игнорировании позиции Малайзии и предубежденности в вине России. «Они не учитывают ни причин крушения, ни того, кто действительно несет ответственность за это, но уже решили, что это должна быть Россия», — сказал он.
Махатхир Мохамад ранее неоднократно заявлял о том, что власти Малайзии недовольны ходом расследования крушения самолета. «Мы разочарованы, так как самолет сбили намеренно, но мы все еще не знаем, кто выпустил ракету», — говорил Мохамад в связи с пятилетней годовщиной катастрофы.
Голландский режиссер Макс ван дер Верфф, который занимается независимым расследованием причин крушения лайнера MH17, выпустил 28-минутный документальный фильм с новыми данными о катастрофе. Думаю скоро мы сможем увидеть его в эфире.