Русская Персия, как показанные ранее Энзели, Тегеранское шоссе, казвинский Кантур, крепость Ашур-ада и не показанные ещё памятники Тегерана - это, конечно, хорошо и эксклюзивно. Но не секрет, что большинство туристов едет в Иран, чтобы увидеть ДРЕВНОСТИ. На прикаспийском севере их, скажем прямо, немного, и всё же в горах Гиляна я уже показывал цитадель ассасинов Руд-хан и колоритную деревню Масуле.
Сегодня же из показанного в прошлой части: Горган (Астрабад) и поднятая целина Ирана Горгана (Астрабада) отправимся на восток, где за полями иранской поднятой целины раскинулась Туркменсахра, она же Туркменская степь, осколок древнего Турана, дальний краешек Великой Степи. Она тоже когда-то чуть не оказалась в составе России, но куда интереснее другое: в городе Гумбади-Кавус (126 тыс. жителей) стоит первая в мире ракета, а посетив в сердце степи кладбище Халед-Наби, можно уже никогда не бояться быть посланным на х....й.
Если Гилян, где мы начинали вояж - это иранское Закавказье, то Голестан, исторически часть Мазендерана - иранская Средняя Азия. Здесь мы закончим знакомство с иранской провинцией, а огромный Тегеран подождёт рассказа до зимы.
От Горгана до Гумбади-Куваса - сотня километров на восток через несколько городков, каждый из которых легко принять за конечную. Вообще, малых городов в постсоветском понимании в Исламской республике нет: по архитектуре и инфраструктуре, этажности домов и плотности магазинов, качеству дорог и количеству машин все отличия сводятся лишь к занимаемой площади, и выбивается из ряда тут разве что столица, да может миллионники типа Исфахана или Мешхеда.
Гумбади-Кавус вполне мог бы сам называться Горганом - поскольку именно у огромного городища древнего Горгана он и был заложен в 1926 году как плацдарм освоения Туркменской степи. Но название Горган в 1937 году зачем-то передали Астрабаду, а "иранский Целиноград" так и называется по своему главному памятнику: Гумбади-Кавус - значит, "Башня Кавуса":
Впрочем, до башни ещё нужно проехать огромную кляксу махаллей вдоль непривычно прямых для Ирана улиц. Я надеялся найти здесь что-то наподобие советских жилгородков, но о первоначальной сущности Гумбади-Кавуса напоминает лишь некоторое количество совершенно не типичной для Ирана старопромышленной архитектуры. Как например толстая труба посреди заросшего пустыря за забором, похожая на минарет разрушенной землетрясением мечети:
А близ автостанции у выезда на Горган за высоким забором тянутся длинные склады из такого же жёлтого кирпича. Не знаю точно, когда они были построены, но как один из вариантов - в конце 1930-х годов. Не секрет, что само слово "Иран" - это упрощённая авестийская Ариана, и официальным международным названием Персии в 1935 году Реза-шах Пехлеви сделал его отнюдь не случайно. Ещё в начале ХХ века в Большую Игру русских и англичан пытались вмешаться "алемани", то есть немцы, не успевшие нажить к себе ненависти местного духовенства и купцов. Первая Мировая сломила всех трёх игроков, и Советский Союз в Пехлевидской Персии поначалу имел фору как просто ближайший сосед. К началу 1930-х годов на него приходилась половина иранской внешней торговли, однако вскоре, и очень стремительно, Иран начал сближаться с Германией. Там как раз захватили власть те, кто называли себя истинными арийцами, и вот как арий арию Гитлер протянул руку Пехлеви. К 1941 году благородный Иран оказался среди тех гиен, что ждали падения Москвы, и если Япония целилась на Дальний Восток, а Турция - на Грузию и Армению (Баку, понятно, немцы бы оставили себе), то Иран отвечал за "мягкое подбрюшье" советской Средней Азии. Подвело Пехлеви то, что он слишком положился на немцев - даже вторжение должна была делать не его армия, а переброшенные из Сахары части вермахта, под которые в Туркменсахре обильно строились дороги и военные склады. Не учёл шах лишь того, что СССР и Англия могут немцев опередить, а потому кончил дни под арестом в Южной Африке: в августе-сентябре 1941 года британцы (в основном индийцы) и красноармейцы заняли Иран, установив в нём режим временной оккупации. Из фашистского плацдарма Иран превратился в крупнейший после дальневосточных портов коридор ленд-лиза, грузы которого по построенным до войны железным дорогам везли из Шапура и Басры в Тегеран, а оттуда через Тебриз в Закавказье. Инфраструктурным же заделом Туркменской степи воспользовался последний шах Мухаммед-Реза в 1960-70-е годы, в ходе своей Белой революции (то есть - экономических реформ, призванных сделать Иран "азиатским тигром") почти одновременно с Советам развернувший освоение целины.