Одним из не имеющих однозначного ответа (да и вообще никакого ответа) вопросов к римскому мифу об основании города всегда был для меня вопрос, а зачем вообще там Рем, второй божественный близнец, и в рамках мифа явно лишний (Ромул ведь убивает Рема, перепрыгнувшего через очерченный Ромулом померий).
Лишний Рем, лишний, а идеологически - так даже и вредный, поскольку накладывает на великую историю великого города изначальное проклятье братоубийства, гражданской розни (многократно воплощенное в жизнь, но в какой, скажите, великой цивилизации обошлось совсем без братоубийств?)
Тёмную тень какой-то непроговоренной хтонической неловкости накладывает Рем на цивилизационное великолепье, трупную какую-то тень (как там у Гумилева? "Здесь будет цирк"- промолвил Ромул, - здесь будет дом наш, открытый всем". "Но надо поставить поближе к дому могильные склепы", - ответил Рем.)
Недаром и Тит Ливий, и Дионисий из Галикарнаса ищут-ищут-ищут объяснений первородному фратрициду, а некий Эгнаций так даже и отрицает в своих анналах факт убийства - у него Рем дожил до глубокой старости и брата пережил.
****
Убийство Ромулом Рема сильно напоминает и другой хрестоматийный мифологический фратрицид - убийство Каином Авеля.
И убийство Сетом Осириса, которое было ещё раньше.
И ответ, возможно, в этой параллели и содержится. Начало цивилизации - в преодолении, пусть и насильственном - родового табу не трогать своего. Поскольку свой - это конкурент.
За наследство, за место на вершине власти (на которой может уместиться лишь один), за божественное внимание.
Преодоление этого табу - однократное, с осознанными мотивациями - позволяет наложить на убийство новое табу, уже юридическое, уравнивающее своих и чужих, табу цивилизационное, интеллектуализированное.
Мне как единственному ребёнку никогда не была понятна сама возможность существования с сиблингами без желания экстерминатуса их всех хотя бы втайне, хотя бы иногда.
Ведь братья-сестры - это первые и главные конкуренты за жизненный ресурс, они же подавят насмерть, если их для себя в какой-то момент не осмыслить как опасность.
Тёмную тень какой-то непроговоренной хтонической неловкости накладывает Рем на цивилизационное великолепье, трупную какую-то тень (как там у Гумилева? "Здесь будет цирк"- промолвил Ромул, - здесь будет дом наш, открытый всем". "Но надо поставить поближе к дому могильные склепы", - ответил Рем.)
Недаром и Тит Ливий, и Дионисий из Галикарнаса ищут-ищут-ищут объяснений первородному фратрициду, а некий Эгнаций так даже и отрицает в своих анналах факт убийства - у него Рем дожил до глубокой старости и брата пережил.
****
Убийство Ромулом Рема сильно напоминает и другой хрестоматийный мифологический фратрицид - убийство Каином Авеля.
И убийство Сетом Осириса, которое было ещё раньше.
И ответ, возможно, в этой параллели и содержится. Начало цивилизации - в преодолении, пусть и насильственном - родового табу не трогать своего. Поскольку свой - это конкурент.
За наследство, за место на вершине власти (на которой может уместиться лишь один), за божественное внимание.
Преодоление этого табу - однократное, с осознанными мотивациями - позволяет наложить на убийство новое табу, уже юридическое, уравнивающее своих и чужих, табу цивилизационное, интеллектуализированное.
Мне как единственному ребёнку никогда не была понятна сама возможность существования с сиблингами без желания экстерминатуса их всех хотя бы втайне, хотя бы иногда.
Ведь братья-сестры - это первые и главные конкуренты за жизненный ресурс, они же подавят насмерть, если их для себя в какой-то момент не осмыслить как опасность.
Источник: