По меркам своего времени Roma мог по праву считаться первоклассным линкором. Полное водоизмещение более 45 тысяч тонн, артиллерия калибра 381 мм, толщина бортовой брони до 350 мм, свыше 80 зенитных орудий, авиационная группа из трех самолётов — более чем впечатляющие показатели. Хотя линкору так и не довелось принять участие в военных действиях, боевой потенциал этого «монстра» был очевиден каждому.
Источник: avatars.mds.yandex.net
Тем более неожиданным кажется уничтожение Roma в ходе всего одной атаки немецкой авиации. Впрочем, упрекнуть его сложно: могучий линкор стал жертвой оружия нового поколения — двух радиоуправляемых бронебойных планирующих авиабомб FX-1400, также известных как Fritz X. Именно Fritz X считается одним из первых в военной истории образцов высокоточного управляемого оружия.
9 сентября 1943 года линкор Roma под командованием адмирала Карло Бергамини вышел в свой последний поход. Перед итальянским флотом стояла задача атаковать корабли союзников к юго-западу от Апеннинского полуострова и предотвратить высадку десанта.
Источник: avatars.mds.yandex.net
Как вскоре выяснилось, у флота не было ни единого шанса выполнить свою задачу: уже в пути адмирал получил сообщение о капитуляции Италии и приказ следовать на Мальту, чтобы сдать флот силам союзников. Бергамини вынужден был подчиниться.
Эскадра легла на новый курс, что не осталось незамеченным для германской разведки. Немцы разгадали планы бывших союзников, и перед ними стала задача во что бы то ни стало предотвратить передачу итальянского флота в руки союзников, даже ценой его полного уничтожения. На перехват кораблей отправили звено из 11 бомбардировщиков Dornier Do 217, на борту которых находилась одна из последних разработок немецких оружейников — бомбы FX-1400.
Линкор Roma — непростая мишень. На случай артиллерийской дуэли корпус корабля защищал внушительный бронепояс, подводная часть прикрывалась противоторпедными булями, а мощное ПВО-вооружение устраняло угрозу с воздуха. Даже если вражескому самолёту удавалось выйти в атаку, бронированная палуба линкора позволяла свести к минимуму ущерб от любой обычной авиабомбы. Но Fritz X не была обычной бомбой.
Источник: avatars.mds.yandex.net
Передняя часть корпуса FX-1400 оснащена крыльями, позволяющими ей не просто падать, а планировать, преодолевая на пути к цели до 5 км. В хвостовой же части устанавливались закрылки, которые управлялись с помощью радиосигнала и направляли бомбу в полёте.
Интересный факт: У схемы управления FX-1400 был существенный недостаток — уязвимость для радиоподавления. Прекрасно это понимая, германские конструкторы предусмотрели резервную схему, в которой управляющий сигнал передавался по проводу. Катушки с ним должны были крепиться к хвостовой части корпуса и на борту бомбардировщика. Общая длина провода достигала 30 км. Помимо этого, разрабатывался вариант с наведением бомбы телесигналом по проводу, но в итоге ни одну из альтернативных схем управления не испытали в боевых условиях.
Возможность управлять бомбой в полёте и корректировать траекторию движения позволяла сбрасывать её с высоты до 8 км. Такая дистанция была практически недоступна для прицельного огня зенитной артиллерии, а потому бомбардировщики могли чувствовать себя в относительной безопасности. Корпус бомбы выполнялся из закалённой стали, а общий её вес достигал 1,5 т. Падая с многокилометровой высоты, FX-1400 не оставляла бронированию палубы ни единого шанса.
Источник: avatars.mds.yandex.net