Мир фантастики кардинально изменился, на смену оптимистичному будущему и путешествиям по Солнечной галактике, пришел мрачный киберпанк, враждебный искусственный интеллект и тема надвигающегося апокалипсиса. Что ждет человека в обозримом кино-будущем?
Всего полвека назад человечество думало, что встретит новое тысячелетие на Луне, откроет секрет долголетия и путешествий во времени. Однако что-то пошло не так и на смену вере в светлое будущее пришел нуар...
1. Крах светлого будущего
Источник: movienews.film
Политические катаклизмы в реальности, а в мире фантазий советская и американская утопии были очень созвучны и близки. «Туманность Андромеды» или «Звездный путь»? По обе стороны Атлантики люди мечтали покорить космос, колонизировать Марс и Луну, найти эффективные источники энергии, создать суперкомпьютер и человекоподобного робота, победить болезни и даже стать бессмертными. В «Космической одиссее 2001 года» Кубрика нет границ, и, несмотря на некоторую мрачность сюжета, русские и американцы осваивают вселенную вместе
По мнению Артура Кларка и классиков фантастики, уже в конце ХХ мы должны были наслаждаться звездным небом из колонии на Венере или Сатурне. А вместо этого, бездумно листаем новостную ленту социальных сетей и ждем новую модель телефона.
2. Финансирование будущего
Источник: movienews.film
Космические рекорды мировых держав, вложение миллиардов в освоение Луны и Солнечной системы, заигрывание с инвесторами и стартаперами о целесообразности проведении масштабных работ, но что это все дало человечеству? Мы разве стали ближе? Увы, долгое время оставались на одном и том же месте. Hewlett-Packard скептично рассматривали идею выпуска калькуляторов, IBM размышляло о перспективе создания персональных компьютеров… Только безумная наглость и вера в будущее помогли Microsoft и Apple открыть двери для развития биотехнологий, мобильной связи, интернета и новых идей в фантастической вселенной.
3. Нуарный упадок
Источник: movienews.film
На 1980-е годы пришлось зарождение антиутопий с нуарным оттенком. Киберпанк и тема постапокалипсиса захватила экраны. Страх перед цифровыми технологиями, социальными катаклизмами и неизвестной инопланетной жизнью, позволили создать «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «Робокоп», «Чужие». Все, чего мы боимся, начиная от сумасшедших одиночек, до тотального беспредела или бездействия власти, прорывается на экран и по сей день.
4. Что дальше?
Источник: movienews.film
Сложно поверить, но тему ядерного апокалипсиса использовали не для устрашения, а для предостережения современников. Уже известно было о последствиях радиации и взрывах ядерной бомбы, перспективы развития цивилизации таяли на глазах. Реальность пугала и трансформировалась в страшные фантазии. Романы «На берегу» Невила Шюта или «Гимн Лейбовицу» Уолтера Миллера отражали фобии человека.
Тема постапокалипсиса с новой силой прорвалась в конце 70-х годов, поставив человека в условия борьбы за выживание. Создание «Терминатора» — результат размышлений на тему «А что будет дальше?». Выживать или радоваться простым вещам и строить светлое будущее?
Боевики «Проклятая долина», «Безумный Макс», «Воины пустоши» породили новые образы безжизненной Земли и человека будущего, обреченного на одиночество или жаждущего тотальной власти.