Продолжу сегодня очень важную тему повседневных будней железных дорог, а именно рассказ о водоснабжении паровозов водою на станции. Водоснабжение играло решающую роль в организации движения и пропуска поездов в паровозную эру, поскольку вода, превращаемая затем в пар, была по сути своей наравне с углём главной движущей силой.
Расход 20-25 куб. метров воды в час для паровоза, ведущего за собой на хвосте тяжёлый товарный поезд массой в несколько тысяч тонн, был обыденным делом.
Во все времена, особенно в паровозную эпоху, задача бесперебойного водоснабжения станций водой была одной из приоритетных. Водоснабжением на всей сети отечественных железных дорог в былые времена ведал Паровозный главк МПС, оно так и называлось — тяговое водоснабжение (не бытовое). От его налаженности напрямую зависела пропускная способность участка. На каждом конкретном участке была своя специально выделенная служба по водоснабжению.
Какой путь проходит вода прежде чем попасть в гидроколонку?
Маленькое, но очень красивое карстовое озеро Святое.
Прежде всего конечно же нужно найти водоём, из которого вода будет подаваться на станцию. Ещё на стадии проектирования жд линии учитывались все эти моменты: места расположения станций и привязанные к ним водоёмы для водоснабжения, будь то речка, озеро или в случае их полного отсутствия скважина.
Озёрная гладь озера Святое.
На Бологое-Полоцкой линии на протяжении 480 км было построено 25 станций. Каждая из них имела собственный источник водоснабжения. Все это указывалось в проектной документации, в частности в отчёте о постройке дороги и пояснительной записке к нему. Расскажу вам обо всей цепочке на примере одной из этих станций с сумрачным и таинственным названием Чёрный Дор, вода на которую подавалась из озера Святое, расположенного в 2 км от станции на северо-востоке в одноименном селе.
Село Святое, красота и уют спокойной деревенской жизни.
На берегу этого небольшого, но довольно глубокого карстового озера сохранилось буквально чудом в первозданном облике так называемое "водоподъёмное здание" или попросту водокачка.
Золотые купола. Церковь святого Николая в селе Святое, построенная в конце 19 века. Тверская обл.
Подойдем по извилистой сельской дорожке, представляющей собой чаще всего пыльную колею, к нему поближе чтобы рассмотреть в деталях.
"Водоподъёмное здание" в селе Святое на берегу одноимённого озера, вблизи станции Чёрный Дор.
Озеро Святое, 1960-е годы ХХ века.
Оно представляет собой капитальное сооружение, выстроенное в стиле западноевропейских средневековых замков с кирпично-каменной старинной кладкою, с элементами готики и барокко, в котором когда-то находились паровые насосы для подачи воды из озера на станцию. А позади него примыкающая вплотную деревянная пристройка в стиле модерн, тоже кстати сохранившаяся здесь полностью в оригинале, для проживания машиниста, который должен был обслуживать эту установку. Рядом со зданием как правило располагался огород, баня, сарай для дров, вообщем всё, что было нужно для организации быта машиниста, очень похожего на крестьянское хозяйство.