В 1982 году с огромным успехом на центральном телевидении прошёл девятисерийный исторический фильм по роману Юрия Германа «Россия молодая».
Снять большую историческую картину режиссёр Илья Гурин мечтал давно и вынашивал идею экранизации одного из лучших романов о рождении флота российского и славных моряков. Но снимать ему не давали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Поэтому долгожданный выход в свет такого масштабного проекта — чистая случайность.
В те годы на киностудии имени Горкого запускали другой многосерийный шпионский фильм по роману Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить», но проект не состоялся. Рабочий материал не понравился Андропову и первый режиссёр картины Борис Григорьев был отстранён. Съёмки временно приостановили.
А годовой план по картинам надо выполнять, как ни крути. И на киностудии имени Горького было принято решение до конца года срочно приступить к съёмкам исторической картины «Россия молодая». В такой спешке из двух серий, которые планировал снимать режиссёр Илья Гурин, он на радостях сделал семь серий, а потом удивительным образом фильм растянулся ещё на две.
Пробы проводились в спешке, просто не хватало времени на их утверждение. Поэтому, к великой радости Ильи Гурина, всё отдали в его руки. И он опытным глазом подобрал интересный состав молодых и очень талантливых актёров. А в подкрепление им — настоящих мэтров отечественного кино.
Источник: Иван Лапиков. Кадр из фильма «Россия молодая»
Источник: Владислав Стржельчик. Кадр из фильма «Россия молодая»
Петра I режиссёр даже не искал, а пригласил Дмитрия Золотухина, который уже успешно сыграл молодого Петра в дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Вжившийся в образ Петра, Дмитрий Золотухин охотно сыграл Петра в фильме «Россия молодая», где возраст его персонажа растянулся на много лет. Здесь ему приходилось, как и другим героям, играть молодого и зрелого, убелённого сединами царя.
Источник: Кадр из фильма «Россия молодая» (1982)
Картине повезло дважды. Илья Гурин заполучил не только Золотухина на роль Петра, но вместе с ним из дилогии Герасимова в фильм Гурина перекочевал весь реквизит из петровской эпохи: костюмы, декорации, лодки, пушки, кони, корабли, утварь, редкие предметы старины и прочее и прочее.
Картина снималась впопыхах за рекордно короткий срок: девять серий за девять месяцев! Самое интересное, что в фильме этого незаметно. Сцены снимались кусками из разных серий. Сегодня ты играешь сцены из 1-й, 3-й, 7-й и 9-й, а завтра из 2-й и 4-й серии... Началась настоящая чехарда с постоянными переодеваниями, перегримировываниями. Порой актёры не понимали, кто и что делает, какое уж тут вхождение в образ. Один Гурин, всегда спокойный, знал, что делать. И несмотря на всеобщую суету, всё делалось!