75 лет назад, 30 января 1945 года, в Данцигском заливе Балтийского моря советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Вместе с гигантским кораблем ушли на дно, по разным оценкам, от 6 до 10 тысяч человек (по последним немецким исследованиям – 9343 человека), что сделало гибель «Вильгельма Густлоффа» крупнейшей морской катастрофой XX века.
Для сравнения, максимальная оценка числа погибших на «Титанике» – 1635 человек.
Но в историю гибель немецкого корабля вошла не только количеством жертв. Это был не обычный, пусть даже и очень большой, транспорт. «Вильгельм Густлофф» был одним из символов Третьего рейха. В Германии его называли – «корабль-солнце».
Корабль-солнце.
Океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» был построен по заказу и на деньги организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude, KdF), входившей в состав Немецкого трудового фронта (Deutsche Arbeitsfront, DAF) – профсоюза работников и работодателей Германии. В обязанности KdF входила организация досуга немецких граждан в соответствии с идеологическими установками национал-социализма.
Руководил Немецким трудовым фронтом Роберт Лей – четвертый человек в иерархии рейха, один из главных идеологов нацизма и верный последователь Адольфа Гитлера. Именно он придумал нацистское приветствие – «Хайль, Гитлер!». В задачу Лея входило создание самой широкой социальной базы поддержки национал-социализма в Германии, с которой он успешно справлялся.
Своей целью DAF провозгласил «борьбу за права рабочих, против капитализма, либерализма, революции и поддержку национал-социалистического государства». Благодаря деятельности Трудового фронта в Германии значительно улучшились условия труда рабочих, повысились зарплаты, была создана целая сеть социальной поддержки и организации досуга.
Но всякий тоталитарный строй остро нуждается в демонстрации своих достижений. Никто не должен сомневаться в том, что жить становится все лучше и веселее. Именно для этого проводятся грандиозные демонстрации воодушевленных трудящихся, открываются выставки достижений, проводятся фестивали, лучшие в истории спортивные олимпиады и спускаются на воду корабли-гиганты.
По задумке Роберта Лея гигантский и суперкомфортабельный круизный лайнер должен был стать важнейшим символом достижений Третьего рейха. С его спуском на воду любой немецкий рабочий мог рассчитывать на получение профсоюзной путевки на океанский круиз за весьма небольшую сумму денег. Недельное путешествие к берегам Италии стоило 150 рейхсмарок при средней заработной плате обычного немца в 180-200 марок. В других странах Европы подобный отдых могли позволить себе только представители зажиточных слоев населения и знати, что должно было наглядно продемонстрировать заботу немецкого государства о простом труженике и преимущество системы.
Распределением профсоюзных путевок занимался «Отдел путешествий, туризма и отпусков» KdF – крупнейший туроператор Третьего рейха. До начала войны возможностью отдохнуть на «Вильгельме Густлоффе» успели воспользоваться более 60 тысяч немецких рабочих и членов их семей.