Иногда за экранизацией детской сказки стоят совсем нешуточные страсти. Особенно когда происходит беспрецедентный случай - голливудские звезды едут для этого в СССР.
Для иностранцев совместные с советскими кинематографистами проекты были данью моде. Начиная со второй половины 60-х годов, в нашей стране побывало большое количество актеров мировой величины - Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Софи Лорен... Причем, они не просто были гостями, но и снимались тут в кино.
Наша история произошла в середине 70-х годов, когда кинокомпания 20th Century Fox на волне популярности советского кино заключила контракт с "Ленфильмом" на создание проекта под названием "Синяя птица". Такого количества голливудских звезд СССР еще не принимал: к нам приехали Джейн Фонда, Ава Гарднер и, конечно, Элизабет Тейлор - на тот момент самая высокооплачиваемая актриса мира.
Кадр со съемок фильма "Синяя птица" (1976)
.
Как снимали фильм "Синяя птица"
Надо сказать, что к тому времени наших уже неплохо знали в США. В 1968 году Оскара получил фильм Сергея Бондарчука "Война и мир", после чего он был приглашен в Голливуд снимать масштабную картину "Ватерлоо" (впоследствии, правда, провалившуюся в прокате). В 1975-м совместная советско-японская лента Акиры Куросавы "Дерсу Узала" с участием наших актеров также берет Оскар за лучший иностранный фильм.
Продюсеры "Синей птицы" тоже нацелились на заветную статуэтку, ведь бюджет фильма был равен 12 миллионам долларов - очень приличные деньги по тем временам даже для блокбастеров. Эту легендарную пьесу Мориса Метерлинка впервые поставил на сцене Константин Станиславский, и она уже давно была популярна по обе стороны океана. В Штатах этот совместный фильм стал уже третьей по счету экранизацией, к которой они подошли со всем размахом.
Элизабет Тейлор и Ава Гарднер в фильме "Синяя птица" (1976)
.
Никто не испытывал недостатка ни в деньгах, ни в громких именах. Однако "Синяя птица" оказался помпезным, но по сути провальным проектом. Он так и остался единственной совместной работой американских и советских кинематографистов, сделанной полностью на территории СССР. А вот забавные моменты, происходившие на съемках, очевидцы потом еще долго вспоминали.
Голливудские капризы в Ленинграде: как Ава Гарднер, Джейн Фонда и Лиз Тейлор адаптировались к советскому быту
Американская сторона всячески опекала своих звезд и требовала для них встречи по высшему разряду. Наши, в свою очередь, тоже старались угодить по мере возможностей. Даже полностью отремонтировали здание Ленфильма. Однако просьба встретить Лиз Тейлор у трапа самолета ротой почетного караула и салютом - это было уже слишком. Пришлось отказать. Кстати, советский быт был не в новинку для Тейлор. В 1961 году она уже приезжала в Москву на фестиваль и даже умудрилась оконфузиться на приеме, надев одинаковые платья с Джиной Лоллобриджидой.
На этом неугомонная Элизабет не остановилась. Это был конец Вьетнамской войны - время потепления отношений СССР и США, в Неву с дружеским визитом вошел американский ракетоносец и, конечно, Тейлор вместе с советской элитой была приглашена на него как почетный гость. Командир ей даже позволил нарушить "сухой закон". Уже подшофе она начала рассказывать, как устала от затянувшихся съемок и требовала направить ракету на здание "Ленфильма".
Элизабет Тейлор в Ленинграде
.
Звезда была настолько упрямой в своем желании, что оно... исполнилось. Для этого командиру пришлось связаться с Вашингтоном, откуда позвонили в Москву и получили разрешение на этот странный маневр. Все находящие на палубе крайне удивились, а Тейлор была в восторге!
А съемки-то, рассчитанные на несколько месяцев, действительно затянулись на два года во много из-за таких вот историй. Элизабет вообще не прочь была выпить и в процессе работы, иногда до такой степени, что уже не могла играть. Не отставала от нее и Ава Гарднер, между голливудскими дивами постоянно присутствовало соперничество и конфликты, которые приходилось как-то разруливать. Спиртное только повышало "градус".
Быстрее всех адаптировалась к нехитрому советскому быту Джейн Фонда и даже, к удивлению многих, сама штопала себе чулки. В те годы она была замужем за Томом Хейденом - леворадикальным политическим активистом, а потому ко всему, что связано с коммунизмом, проявляла живой интерес. Правда, иногда её вопросы ставили всех в тупик, ведь на съемочной площадке постоянно находились сотрудники КГБ и люди не были настроены на откровенные разговоры с американкой.