Самолет «Русский витязь» стал первым четырехмоторным самолетом в истории авиации. Созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году самолет установил несколько мировых рекордов и сразу попал на страницы мировой прессы. Посмотреть на самолет приезжал лично император Николай II, оставшийся в восторге от увиденного. Многомоторная машина поражала воображение людей своего времени, оставив заметный след в истории отечественной и мировой авиации.
Рождение «Русского витязя»
В начале XX века российская авиационная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Первый авиационный завод появился в стране в 1909 году, до этого в Российской империи имелись лишь мастерские, в которых осуществлялся ремонт иностранных аэропланов. Строительством самолетов занимались в основном энтузиасты, рассчитывая на собственные силы. В 1910-х годах первые заводы начали появляться в Петербурге и Москве.
В 1910 году в Петербурге открыли мастерскую «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» (с 1915 года завод «Гамаюн»). Завод открыли на ссуду, полученную от военного министерства.
В Москве чуть раньше, уже после завершения Русско-Японской войны новое для себя направление деятельности открыл завод «Дукс» (Dux), выпустивший в 1909 году свой первый самолет. После устранения всех недостатков и многочисленных переделок машина поднялась в воздух в 1910 году, а само предприятие до 1917 года носило гордое название Императорский самолетостроительный завод в Москве.
Еще одной производственной площадкой по созданию самолетов стал один из колоссов промышленности Российской империи – Русско-Балтийский вагонный завод, знакомый многим если не по самолетам, то по первым серийным российским автомобилям под маркой «Руссо-Балт». В 1910 году в Риге при заводе был организован авиационный отдел – авиационная мастерская, которая в 1912 году переехала в Петербург. В том же году главным конструктором авиационной мастерской стал Игорь Иванович Сикорский, в талант и возможности которого верил руководитель мастерской Михаил Владимирович Шидловский. В будущем он оказывал Сикорскому всяческую поддержку.
Михаил Шидловский не только разглядел талант и незаурядные способности будущего «отца вертолетов» и прославленного русского и американского авиаконструктора, но и способствовал поиску финансирования для воплощения его проектов в жизнь. Без его помощи Сикорскому вряд ли удалось бы осуществить задуманное. Предложенный им самолет был смелым решением не только для России, но и для всего мира. Первоначально Игорь Сикорский планировал создать двухмоторный самолет, но таким проектом в те годы уже было никого не удивить. Проекты двухмоторных самолетов разрабатывались во многих странах мира. Уже в процессе работ над новым самолетом появилась возможность покупки четырех двигателей Argus, и Сикорский загорелся идеей построить четырехмоторный самолет и не прогадал.
По меркам 1910-х годов предложенный самолет имел исполинские размеры, неслучайно одним из его первых названий было «Гранд» (фр. Le Grand) или попросту говоря «Большой». В дальнейшем рассматривалось название «Большой Русско-Балтийский», которое должно было подчеркнуть принадлежность нового самолета к предприятию изготовителю. И лишь третьим названием, под которым самолет навсегда и вошел в историю авиации, стало название «Русский витязь». Как бы сейчас сказали, очень запоминающееся с точки зрения маркетинга название.