За 16 лет с Wargaming случилось много разного. Мы опробовали не один жанр, создавали не только игры, выпустили без малого с десяток проектов еще до World of Tanks, побывали во всех уголках мира и объехали с турнирами Россию и СНГ. Если задаться целью описать все метаморфозы и приключения (необычные, веселые и рисковые), уместившиеся в эти годы, хватит на парочку увесистых томов.
Не DBA Online
Пожалуй, даже не все старожилы Wargaming могут верно ответить на вопрос о самом первом проекте компании. Спешим разочаровать тех, кто уверен, что первая глава в истории компании называется DBA Online и датирована 1998 годом.
Год — 1995. Название — Iron Age. Если не вдаваться в детали — пошаговая стратегия, предлагающая игрокам возглавлять секретные союзы и брать под командование индивидуальные юниты с целью захвата территории. Формат — play by e-mail (чтобы сделать ход, нужно было отправить электронное письмо на сервер игры). Создатели — пара студентов (заядлых геймеров) во главе с Виктором Кислым. Никакой студии или даже офиса тогда еще не было. Проект делали в перерывах между лекциями, семинарами и прочей учебой; в общежитии или у кого-то дома. Вдохновлялись классикой — настольными играми «Риск» и Civilization. Армии фанатов не ждали. Собственно, именно создатели и были самыми заядлыми поклонниками Iron Age, а DBA Online родилась из желания сделать нечто более масштабное и профессиональное, совмещенное с увлечением настольным варгеймом De Bellis Antiquitatis.
Не с первого раза
Уйти из RTS в MMO было решением взвешенным (коробочная дистрибуция постепенно уступала место цифровой), но рискованным (опыта в создании многопользовательских онлайн-игр у команды не было). Потому, выбирая сеттинг для нового проекта, мы собрались было пойти по пути, проверенному другими, — сделать игру в фэнтезийном жанре. Чтобы «рисовать» классическую ММО-арену, залицензировали копию движка BigWorld, познакомились с его создателями и даже поэкспериментировали с фэнтезийными персонажами. Однако вовремя задались резонным вопросом: «Много ли фанатов соберет еще одно ММО с эльфами и орками?». По итогу, решили рискнуть и выбрать нетипичную для жанра, но хорошо знакомую нам и — главное — понятную всем тему — танки.
Кстати, те самые эксперименты c BigWorld, эльфами и орками легли в основу первого массового видеоролика World of Tanks.
Не World of Tanks
Когда вопрос сеттинга был закрыт, задумались о названии. Черновой вариант («Танкодром») из прототипа перекочевал в фокус-тест, который, между прочим, стал настоящим испытанием мужества для всех участников, а затем и в альфу.
Название World of Tanks родилось перед российской конференцией КРИ-2009. Объяснять его незачем — в имени вся суть игры.
Что еще происходило с «Танками» на пути к релизу можно узнать из хронологии проекта на официальном портале.
Не только игры
Самый громкий проект Wargaming до World of Tanks — разработанная в далеком 2001 г. система по оптимизации показа интернет-рекламы AdRevolver, которая с того времени сменила не одного владельца.
В 2004 г. движок был куплен рекламной сетью BlueLithium, а после поглощения ее гигантом Yahoo! перешел во владение американской компании (2007 г.).
Не только онлайн
Когда армия виртуальных танкистов выросла до поистине впечатляющих размеров, возникли одновременно и желание, и необходимость познакомиться с теми, кто разделяет нашу страсть к бронетехнике и «бодрому рубилову». С желанием все понятно — приятно вживую пообщаться с людьми, с которыми многое объединяет. Что до необходимости, здесь все тоже на поверхности: личное общение — один из самых эффективных способов получить обратную связь об игре, узнать, что нравится, чего не хватает и что стоило бы изменить. За первой встречей последовали вторая, третья… В конце концов, новый формат перерос в масштабные оффлайн-ивенты, начало которым положила организованная совместно с «Ситилинк» серия оффлайн-турниров «Время танков».
Не Голливуд
Накануне выхода World of Tanks Blitz на Android, мы рассказали всю правду о создании игры в специальном видеоролике. В нем нет ни одного профессионального актера. Абсолютно все герои — сотрудники Wargaming, решившие отдохнуть от создания игр и попробовать себя в новом образе.
Организовать это преображение было несложно. У нас есть собственная видеокоманда, которая, к слову, регулярно выпускает информационные и развлекательные программы о проектах компании, и никогда не было недостатка в креативных идеях.