Раз уж не получается в силу известных обстоятельств погулять по Москве реально, гуляем виртуально. В этот раз пройдёмся по Вятской улице, посмотрим, какие исторические здания на ней сохранились. Улица находится в Савёловском районе Москвы и идёт с юга на север параллельно оживлённой Бутырской улице. Название произошло то ли от города Вятки, то ли от болотистой, "вязкой" местности, об этом топонимической науке доподлинно неизвестно.
В своё время это была окраинная промзона, каких много в Москве возле рек и железных дорог.
В квартале, ограниченном улицами Вятской, 2-й Богородской, Башиловской и Песцовой были когда-то две фабрики. Одна - химическая, основанная немецкими предпринимателями. На ней производились синтетические красители для тканей. В 1877-м году под неё был приобретён участок бывшей мыловарни в Бутырках. Рядом, в том же квартале в 1899-м году под руководством архитектора Шуцмана была построена вторая фабрика - шелкопрядильная. Её основателями выступили уже французские предприниматели, учредившие организацию с не очень благозвучным для русского уха названием «Анонимное общество прядения коконного отброса в России». Почему «анонимное» — может быть потому, что реестр акционеров, или как это в то время называлось, был закрытым, а акции не именными. А вот «коконный отброс» - это скорее всего та нить, получаемая из кокона шелкопряда. Разрешение на работу в России, кстати, было выдано самим Императором: "дозволить названному обществу производить работы по обработке коконного отброса и шёлковых оческов на предполагаемых ими к устройству в Москве прядильнях и продажу им своих произведений в России". Не гнушался царь-батюшка заниматься вопросами коконных отбросов и шёлковых очёсков.
Последняя четверть 19-го века в текстильной промышленности характерна тем, что её бурный рост в России обеспечивался во многом за счёт иностранных предпринимателей. Дело в том, что на высшем уровне было принято простое и мудрое решение - серьёзно ограничить импорт текстиля в России. А вот производить его здесь, на месте - это пожалуйста. Вот и потянулись в страну за длинным рублём всякие немцы да французы. Кроме денег и опыта организации производства у них были ещё и технологии. В общем, происходило примерно то, что происходило в Китае лет 20-25 назад.
Организация двухсменной работы позволяла в месяц вырабатывать до 35 тонн шелковой пряжи. Сырье ввозилось из-за границы. На фабрике применялись практически исключительно французские и японские шелк и лента. Несмотря на, казалось бы, абсолютно мирный характер производства, технологии были строго-настрого засекречены, а из посторонних на предприятие могла попасть только налоговая служба. Причиной строгостей являлось то самое немецкое химическое производство, располагавшееся по соседству и к началу Первой мировой войны занимавшее одно из первых мест в мире среди химических фабрик. Не исключено, что на ней делались взрывчатые вещества, а может быть даже и отравляющие.
После революции оба производства были национализированы. Производство красителей также было реквизировано и в 1919 году передано другим предприятиям для производства оборонной продукции. Шелкопрядильная фабрика получила название «Пролетарский труд» и, успев попроизводить в годы войны даже парашютный шелк, просуществовала под таким названием вплоть до начала 1990-х годов. Тогда, лишившись расположенной в республиках СССР сырьевой базы, после акционирования она была сначала переименована в ОАО «Полишелк», а потом закрыта совсем, освободив площади для бизнес-парка "Фактория", который там и располагается по сей день. Доступ внутрь свободный.
Индустриальная архитектура конца 19-го - начала 20-го веков — это заметный культурный пласт истории. Архитекторы, до этого строившие в основном дворцы и храмы, строить некрасиво просто не умели. Да этого и не требовалось. Заказчики тоже хотели, чтобы их здания не выглядели бездушными сараями, как это делается сейчас. Недаром многие фабричные здания при надлежащем уходе выглядят весьма презентабельно, адекватно отражая свою эпоху. Для многих фабричных комплексов характерна стилизация как под модерн, так и под неоклассицизм. Между тем их утилитарное предназначение предрешило определенную эклектичность, что, впрочем, не несет на себе ни капли негативной окраски.
Стремление объединить красоту и пользу привело к тому, что большинство фабричных зданий строилось из красного кирпича. Качественный красный кирпич - весьма практичный материал. Стены, выложенные из него, не требовали косметического ремонта лет 100, и при этом выглядели дорого-богато.