Хоть они и не являются самыми продаваемыми и известными в мире, зато их с уверенностью можно назвать прародителями тех машин, которые сейчас набирают бешеную популярность во всем мире.
В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (~64 километра). Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.
Самый первый электромобиль СССР был выпущен в 1948 году в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте. Инженеры создали две опытные модели: НАМИ-750 и НАМИ-751. Они имели незначительные технические отличия и представляли собой фургоны вагонного типа. Зарядки НАМИ-750 хватало примерно на 70 километров при средней скорости эксплуатации в 20-25 км/ч. НАМИ производились на Львовском автомобильном заводе и использовались для развоза почты в Москве и Санкт-Петербурге.
Самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана в 1959 году на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А, и предназначалась для обслуживания аэродромов.
В 1975 году в Ульяновске выпустили пять электромобилей модели У-131 с системой питания на переменном токе. Машина была создана в качестве опытных образцов для 34-автокомбината «Мосторгтранса». 5 фургонов имели грузоподъемность в 500 кг. Для зарядки использовалось внешнее зарядное устройство, поэтому машины заряжались ночью в специальном боксе автокомбината.
Самым успешным электромобилем Ульяновского завода стал УАЗ-3801, созданный 1978 года. Её эксплуатация продолжалась до 1987 года, за это время в Советском Союзе было выпущено более ста машин этой модели. Одной зарядки хватало на 48-50 км пробега, а бортовое зарядное устройство всего за час заряжало АКБ почти на 70%.
В 1975 году разработкой электрокара занялся и Волжский автозавод. Двухместный ВАЗ-2801 был разработана на базе универсала ВАЗ-2102. Запас хода электромобиля составлял 130 км, максимальная скорость — 87 км/ч. К 1981 году было выпущено 47 экземпляров этой модели. Часть из них осталась в Тольятти, на них развозили почту и завтраки для рабочих Волжского автомобильного завода. Остальные экземпляры распределили среди предприятий Москвы и Украины.
В 1995 году компания «АвтоВАЗ» выпустила модернизированную версию малогабаритной «Оки», которая работала на электричестве. Переоборудовать ВАЗ 1111 Ока под установку электрического двигателя оказалось делом непростым из-за небольших размеров авто. С большим трудом авторам идеи удалось разместить десять 1,2-вольтовых батарей под задним сиденьем, в моторном отсеке и в багажнике. Заряжалась машина от обычной домашней розетки приблизительно за 10 часов.