Можно ли стать крутым дизайнером без специального образования? Наша сегодняшняя героиня смогла это сделать, и теперь работает арт-директором в одном из крупных рекламных агентств с самыми известными брендами. Если смогла она, то что может помешать вам?
Проект "Сделано у нас" Topic.нет создали вместе с образовательным порталом GeekBrains. До 30-го сентября вы можете выбрать себе любой из 30 бесплатных курсов портала, и прокачать себя в нужной для современного бизнеса сфере.
Наша сегодняшняя героиня - Наталья Плотникова. Наталья ходила в детстве в художественную школу, но потом ее бросила и закончила институт по специальности не связанной с дизайном. Однако, впоследствии она смогла стать профессиональным, востребованным рекламным арт-директором.
Давай с самого начала - где и как ты училась рисовать?
В детстве я мечтала стать писателем и художником. Училась в художественной школе, и очень любила это дело, но так и не окончила её - в старших классах грянула предэкзаменационная подготовка, репетиторы, курсы - и стало совсем не до искусства. В итоге, пошла учиться на журфак - мол, писатели нигде не требуются, а журналист - уже профессия. Можно совмещать.
А потом рисовала просто для себя. У меня всё просто. Если придумываю какую-то идею - обязательно хочется ее проиллюстрировать. Если что-то рисую - в голове складывается сюжет.
Расскажи, как ты вообще попала в этот бизнес, учитывая, что у тебя не совсем профильное образование?
Это смешно - если сейчас вспомнить. Получив диплом, я устроилась корреспондентом в районную газету. За месяц мне выдали гонорар в три тысячи рублей, я обиделась, и ушла от них в типографию - клепать наружную рекламу, не имея толком никакого опыта. Но там платили целых пять тысяч (ага, смешно!). Тогда я совершенно ничего не понимала в дизайне, и вообще - моими макетами того времени можно юных студентов «Британки» пугать.
С тех пор я пробовала себя в разных сферах - и в копирайтинге, и в пиаре, и в разных областях дизайна. Но дизайн все-таки был привлекательнее - в те годы начальная ставка диза была выше, чем у журналиста. В том числе, и на фрилансе.
Сложно было работать на фрилансе? Где фрилансеры ищут клиентов?
Поначалу - сложно. Когда нет ни нормального портфолио, ни наработанной базы клиентов. Не знаю, как сейчас новички ищут заказчиков, а десять лет назад нужно было регаться на бирже, бесконечно подавать заявки в надежде, что из 30 откликнется хотя бы трое.
Я в свое время пережила абсолютно все проблемы горе-фрилансера. Знаете, когда наберешь кучу проектов, потому что думаешь - пфф, да я же успею, я же сделаю! - а потом сидишь в огне и пишешь нелепые отмазки в духе: "У меня слетела винда, сломался монитор, отключили свет, воду и перекрыли кислород".
Так вот, у меня тоже такое было. Когда-то.
Сейчас я уже давно не ищу клиентов. Они сами меня находят, часто - совершенно случайно. Через знакомых, коллег. Как правило, просто периодически сотрудничаешь с одними и теми же заказчиками, и иногда они рекомендуют тебя еще кому-то.
В чем плюсы и минусы работы на фрилансе по сравнению с офисом?
Про плюсы знают все. Работай из любой точки мира, где есть интернет, и планируй свое время сам.
Проблема в том, что, в какой бы точке мира ты ни находился - не получится валяться с ноутом на пляже, потягивая мохито и параллельно ковыряя макет. Точнее, может, и получится, но макет будет плохой. А, скорее всего, ты просто будешь сидеть в номере и видеть море только на рабочем столе, пока Photoshop открывается.
С самоорганизацией часто возникают проблемы. Хотя - мне кажется - об этом уже все и везде написали, не хочу повторяться.
Лично мне интереснее работать в оффлайне. Живое общение и совместное творчество вдохновляет гораздо больше.
Но парочку советов начинающим фрилансерам могу дать:
1) Составляйте расписание. Работа имеет свойство занимать вообще ВСЕ время, если вы не умеете останавливаться и отдыхать. А отдых необходим - иначе будет страдать и качество работы, и психика фрилансера. Выгорание никто не отменял. И не нужно брать параллельно кучу проектов - Боливар не выдержит такого груза.
2) Если вас спрашивают, сколько времени вам потребуется на проект - подумайте, за сколько бы вы его сделали, и умножьте на три. Новички всегда переоценивают свои возможности по срокам.
3) Специально для страдающих синдромом самозванца: берите предоплату. Особенно если не знаете заказчика. Цените свое время и труд.
4) Не работайте с проблемными клиентами. Бывает, еще на этапе переговоров видно, что с заказчиком будет сложно. Откажитесь от сотрудничества и лучше найдите тех, с кем вам будет комфортно работать.
5) Будьте честны с клиентом, когда дело касается сроков. Это я вам как арт-директор, работавший с фрилансерами, говорю. Новички часто боятся признаться, что переоценили себя. Вместо этого они отключают телефоны, мессенджеры и фигачат в холодном поту, а потом, через пару дней после дедлайна, присылают готовый макет и сочиняют сказку о том, что их интернет унесла злая ведьма! Но их работа уже может оказаться никому не нужна. Например, если это был тендер, и срок подачи заявок истёк. Гораздо более профессионально - честно сказать: "Коллеги, не успеваю. Нужно больше времени. Есть ли возможность подвинуть сроки?" В таком случае, у команды будет шанс разрешить ситуацию. Либо договориться о новых сроках, либо разделить работу между несколькими сотрудниками. Тогда вы не подведете заказчика, и у вас сохранятся шансы на дальнейшее сотрудничество.