О том, что есть такая наука как аэродинамика, советские инженеры и конструкторы конечно же были в курсе. Некоторые из них даже знали про коэффициент аэродинамического сопротивления воздуху.
Источник: yandex.net
И поэтому немудрено, что знаменитая советская электричка ЭР 2 (Электропоезд Рижский 2-й тип), которая выпускалась на Рижском вагоностроительном заводе, имела так называемую круглую кабину головного вагона. Её ещё называли "кругломордая".
И такая округлая форма была выбрана не исходя из чьих-то предпочтений о красоте, а просто потому, что у скруглённой "морды" коэффициент лобового сопротивления воздуху ниже, чем у какого-нибудь "кирпича". Для этого не нужны современные компьютеры, которых ещё пока не было в 1962 году.
Источник: yandex.net
Но зато в Советском Союзе был Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), в котором была аэродинамическая труба, и которая всё отлично показывала и без компьютеров.
И таким образом если взглянуть на габаритный чертёж советской электрички ЭР 2, а именно на её вид сверху, то да, действительно, кабина у неё реально круглая.
Источник: yandex.net
Однако шли годы, и многим на тот момент казалась эта округлая форма головной части устаревшей. И уже с 1974 года на всё том же Рижском вагоностроительном заводе изменили форму кабины этого электропоезда на более угловатую. Ну и разумеется, никакой ЦАГИ в этом процессе создания и согласования не участвовал.
Эта аэродинамически не выверенная форма была утверждена и запущена в производство. А всё потому, что некоторые советские партийные функционеры посчитали, что скорость электричек пригородного сообщения мала, и что аэродинамика там вообще никакой роли не играет.
И эта таблица отчасти подтверждает их правоту:
Источник: yandex.net
Действительно, конструкционная скорость электропоездов составляет 130 км/ч. А вот их реальные показатели как бы далеки от той скорости, когда лобовое сопротивление воздуху имеет значение и влияет на потребляемую мощность и расход электроэнергии.
Вы только взгляните на эту плоскую и угловатую кабину обновлённого электропоезда: