Вы когда-нибудь замечали, как на опорных столбах вдоль железной дороги то и дело встречаются развешанные грузы? Причём не на всех подряд столбах, а только на некоторых с определённой периодичностью.
Источник: yandex.net
Развешиваются эти утяжелители тоже по-разному. Иногда встречаются две обоймы грузов через коромысло, в других же утяжелителях эти обоймы одинарные по обеим сторонам от столба.
И как удалось выяснить, это ни что иное как компенсатор блочно-полиспастный. И нужен он для того, чтобы поддерживать постоянное натяжение контактного провода на железной дороге и исключить его провисание, а также обрыв.
Источник: yandex.net
Не секрет, что при нагревании летом в жару металлы расширяются, также удлиняется и контактный провод. Не будь этих висячих грузов, провода бы просто провисали, и скольжение по ним токоприёмника электровоза или электропоезда было бы практически невозможным.
Зимой же в мороз наоборот происходит укорачивание контактного провода, и если просто натянуть его, после чего зафиксировать, то в лютую стужу он может оборваться. И чтобы этого не произошло, используют такие вот подвесные системы с блоками и грузами.
Источник: yandex.net
Если посмотреть на схемы таких вот компенсирующих систем, то можно увидеть систему подвижных блоков, через которые протянут трос. Они образуют так называемый полиспаст для увеличения натяжения. Каждый подвижный блок удваивает усилие. Это нужно для экономии грузов.
Кстати о грузах, они бывают массой по 12,5 и по 25 кг. Есть и другие, но они встречаются редко. Что же касается материала, то они изготавливаются из железобетона и из чугуна. Бетонные конечно же лучше, потому что дешевле, и никто не понесёт их в чермет.
Источник: yandex.net