Главная причина большинства техногенных катастроф — человек, а точнее человеческая лень и пренебрежение правилами безопасности. Конечно, непоправимое может произойти и от отсутствия знаний о том, как надлежит обращаться с тем или иным грузом.
Пароход «Дальстрой»
А порой катастрофы случаются вследствие желания побольше заработать, выполнить работу к обозначенному сроку или просто-напросто скрыть свои ошибки. Но самое страшное — это беспечность и уверенность в том, что можно постоянно нарушать инструкции безопасности. Разве может что-либо пойти не так?В 1946 году СССР, ещё не оправившийся от последствий Великой Отечественной войны, медленно восстанавливался, постепенно возвращаясь на мирные рельсы. Между парой крупных портов северного побережья страны — Магаданом и Находкой — существовало весьма плотное морское сообщение. Ледокольный флот в то время ещё только развивался, и большая часть припасов, необходимых для поселений за Полярным кругом, должна была доставляться за время короткого северного лета. Неудивительно, что такая вынужденная спешка оборачивалась недочётами и накладками на всех уровнях.
Ещё до войны, в марте 1935 года, в Голландии был куплен пароход «Алмелло», предназначенный для перевозок по северному морскому пути. Сначала судно получило название «Ягода», а уже в 1938 году его переименовали в «Дальстрой». Пароход имел полную грузоподъёмность около тринадцати с половиной тысяч тонн и прослужил верой и правдой почти всю войну. Он курсировал вдоль берега в летние месяцы, когда это позволяла ледовая обстановка, и, кроме подрыва на мине во время десантной операции годом ранее, никаких значимых эксцессов с ним не произошло. После ремонтных работ «Дальстрой» уже в мирное время вернулся на прежний маршрут.
24 июля 1946 года пароход готовился к погрузке в порту Находка. Основным объёмом перевозимого груза были тротил и аммонал. Дело в том, что СССР в то время вёл активную геологическую разведку и разработку новых месторождений, что требовало большого количества взрывчатки. Примерно к полудню центральную часть корпуса корабля заполнили 400 тоннами тротила, после чего началась погрузка аммонала. В этот момент к судну прибыл старший помощник капитана Павел Куянцев, который позже в своей книге «Я бы снова выбрал море» подробно расскажет о случившемся в тот день.
Пароход «Дальстрой» в море
Аммонал, который требовал специальных мер предосторожности при перевозке, грузили насыпным методом. То есть просто, как песок, ссыпали в носовые трюмы. Капитан, отвечая на вопрос старшего помощника, сказал, что ничего не может с этим поделать — приказ перевозить взрывчатку именно так поступил сверху. Кроме того, подготовка более безопасной перевозки займет больше времени. Стоит отметить, что несколько судов уже были загружены подобным образом и без особых происшествий доставили свой груз. В книге Куянцев пишет, что он вместе с капитаном пришёл к военному прокурору на берегу. И вдвоём они попытались настоять на том, что нужно прекратить погрузку, однако ничего не добились.
Через несколько минут после начала обеденного перерыва из трюма, куда загружали аммонал, начали подниматься струйки дыма. Их вовремя заметили и стали заливать водой из нескольких брандспойтов, однако это не помогло. Капитан сообщил на берег о происходящем, в порту поднялась тревога. На помощь горящему «Дальстрою» подошёл буксир, попытавшийся своими брандспойтами сбить пламя, которое к этому моменту уже вырывалось наружу и поднялось над палубой. Температура горящего аммонала выше 2000 градусов по Цельсию, поэтому люди отступали от пылающего носа корабля, стараясь не только потушить пожар, но и залить водой уже загруженные тюки с тротилом. Всё было тщетно. Поняв это, капитан приказал покинуть корабль. Тем временем из-за своевременного сигнала тревоги суда, находившиеся в непосредственной близости, начали со всей возможной скоростью отходить от горящего транспорта, на борту которого людей уже не осталось: во время погрузки большая часть экипажа оставалась на берегу. Капитан, отдавший команду покинуть корабль, сошёл с него последним. А спустя ещё несколько минут прогремел взрыв.