Хочется вспомнить любимейший советский сериал "Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова.
Военная драма о советском разведчике полковнике Исаеве, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии под именем штандартенфюрера фон Штирлица, снималась с 1971 по 1973 год и стала в СССР абсолютно культовой.
5 ноября - День военного разведчика России
На протяжении многих лет, прошедших после выхода "Семнадцати мгновений..." на экран, дотошные журналисты и ценители сериала одолевали расспросами режиссера, актеров, желая узнать малейшие подробности появления этой чудо-картины. А вот работавшая в съемочной группе художником по костюмам Мариам Быховская, создавшая эскизы одежды для всех героев фильма, практически всегда оставалась в стороне от этих интервью. Мариам Александровны не стало в 2011 году, но однажды она успела рассказать некоторые подробности, как шла работа над фильмом.
Мариам Быховская
— ..."Семнадцать мгновений весны" были очень сложны с точки зрения постановки. Поэтому один лишь подготовительный этап перед началом съемок длился месяца два. Фильм "многофигурный», с массой действующих лиц, поэтому и костюмов для него требовалось очень много. Наверное, в любом другом случае оперативно подготовить все необходимое было бы просто нереально. Однако этот сериал "опекал" сам Андропов, а потому наши технические проблемы решались быстро.
По специальному правительственному распоряжению на нескольких швейных предприятиях — в Прибалтике, в Киеве — занялись выполнением заказов для "Семнадцати мгновений"... Кроме того, на территории СССР еще сохранились в то время склады, набитые амуницией гитлеровской армии — ее после войны вывезли из Германии. Мы получили разрешение использовать эти трофеи для съемок. Я ездила на склады и отбирала подходящее обмундирование. В него потом одевали статистов, участвовавших в массовых сценах, — например проход колонны немецких солдат по улице...
Однако для исполнителей ведущих ролей, конечно, требовалось сшить новые костюмы. На ткацкой фабрике в Свердловске остановили плановую работу целого цеха, чтобы освоить выпуск ткани, скопированной с образцов военных лет, — из нее и предстояло кроить мундиры немецких офицеров и генералов...
Пошивкой формы для Штирлица, Шелленберга, Мюллера, Айсмана, Гиммлера, Бормана занимались мастера экстра-класса: военное ателье на Фрунзенской набережной, которое обшивало тогда весь наш генералитет, из-за этого на несколько месяцев прекратило прием заказов и шило мундиры для "гитлеровцев".
Все необходимые аксессуары — петлицы, ордена, значки, погоны, кокарды — изготавливали в мастерских "Мосфильма". Поскольку фильм многосерийный и съемки его шли долго, практически каждый комплект формы для основных персонажей пришлось делать в нескольких экземплярах. Когда один мундир "работал в кадре", его "дублера" чистили, гладили, подправляли...
При работе над эскизами костюмов мне было важно соблюсти историческую достоверность. Ради этой самой достоверности пришлось много времени потратить: заказывала подборки альбомов и фотографий в методическом кабинете на киностудии, просмотрела массу старых документальных фильмов, сидела в библиотеках и архивах, в музейных фондах искала — мне был тогда обеспечен доступ в любые, даже самые закрытые хранилища.