В первой половине 30-х годов XX века японский флот пополнился большим количеством эскадренных миноносцев. С 1926 по 1933 года в строй вступили 24 эсминца типа «Фубуки», за ними последовала серия из 6 единиц типа «Хацухару» и 10 единиц типа «Сирацую». В голландском Морском штабе с тревогой следили за усилением лёгких сил японского флота, так как японские амбиции грозили затронуть Голландскую Ост-Индию с её богатыми нефтяными залежами.
Японский эсминец «Юдачи» типа «Сирацую»
Для противодействия японским лёгким силам голландский колониальный флот мог противопоставить три лёгких крейсера: новый «Де Рюйтер» и два устаревших однотипных «Ява» и «Суматра», разработанных ещё в годы Первой мировой войны. Старые корабли не могли эффективно противодействовать эсминцами противника и несли устаревшее вооружение. Поэтому в конце 1934 года объединённое проектное бюро кораблестроения получило заказ на разработку нового корабля, который должен был заменить крейсеры типа «Ява».
Разработка проекта и строительство
После получения технического задания инженеры ОПБК в середине 1935 года представили проект максимально облегченного лёгкого крейсера, который по факту был промежуточным звеном между лидером эсминцев и лёгким крейсером, представляя собой нечто похожее на первые итальянские крейсеры-скауты. Такой проект устраивал как Морской штаб, так и казначейство. Ведь из-за сложного финансового положения бюджет на морскую программу был ограничен, а минимальное водоизмещение нового крейсера, составлявшее 3700 тонн, позволяло построить две единицы.
Когда проект был одобрен, в парламенте утвердили средства на строительство двух крейсеров проекта «Тромп», но возводиться они должны были не одновременно, а поочередно. Первым на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij в Амстердаме 17 января 1936 года был заложен головной корабль серии, который вошёл в строй в августе 1938 года. Через 2 месяца на этой же верфи заложили следующий — «Якоб ван Хеемскерк». Его удалось спустить на воду в сентябре 1939 года. Но уже в мае 1940 года в связи с нападением Третьего Рейха стало очевидно, что достроить корабль не удастся, и он может попасть в руки немцев. На 10 мая 1940 года на «Якобе ван Хеемскерке» смонтировали машины и основное оборудование, но артиллерию, системы управления огнём и ряд другого оборудования установить не успели. Поэтому он своим ходом покинул Нидерланды и прибыл в Портсмут, где его достроили и вооружили по британским стандартам, после чего ввели в строй в качестве крейсера ПВО.
Описание конструкции
Корпус и компоновка
Общий вид крейсера «Тромп»
Крейсеры типа «Тромп» визуально отличались корпусом с невысоким силуэтом, который делал их схожими с эскадренными миноносцами. Для обеспечения высокой мореходности полубак имел протяженность более чем на 50% длины корпуса. Носовая часть выполнялась с небольшим наклоном. Грот-мачта отсутствовала, вместо неё устанавливалась тонкая штанга, за которой располагалась П-образная ферма для корабельных кранов.
Набираемый по продольно-поперечной силовой схеме корпус внутри разделялся на 17 герметичных отсеков. Двойное дно проходило на 57% длины корпуса. В носовой части имелись специальные ниши для якорей — впервые такое нововведение было использовано на крейсере «Де Рюйтер».
Длина корпуса составляла 132 м при ширине 12,4 м и максимальной высоте борта 7.84 м. Стандартное водоизмещение — 3450 тонн, полное — 4025 тонн.
У «Якоба ван Хеемскерка», достраиваемого в Англии, полубак был удлинён ещё больше, а вместо небольших надстроек он получил стандартную для всех британских лёгких крейсеров башнеподобную рубку. Поэтому его нормальное водоизмещение составило 3760 тонн, а полное достигало 4860 тонн.