Архивные фотографии, большинство из которых публикуются впервые, рассказывают о ходе первой экспедиции к Северному полюсу. В 1892 году Фритьоф Нансен и его товарищи на судне "Фрам" отправились к самой северной точке планеты. Недавно фотографии экспедиции стали доступны широкой публике.
Источник: dailymail.co.uk
Спуск «Фрама» 26 октября 1892 года на верфи в норвежском городке Ларвик стал настоящим праздником. Рассказывая историю корабля, Дейл О Клевер, автор истории экспедиции, говорит: «Нансен обратился к норвежскому конструктору и кораблестроителю Колину Арчеру с предложением сделать корабль с закругленным корпусом, чтобы его поднимало, а не раздавило давлением льда». «Фрам», длина которого составляла 39 метров, был «сконструирован так, чтобы быть как можно меньше и прочнее» и «был достаточно большим, чтобы нести провизию для двенадцати человек на пять или шесть лет». Три слоя дерева придавали корпусу дополнительную прочность. В книге Клевера отмечается, что двигателем корабля была паровая машина тройного расширения мощностью 220 лошадиных сил с тремя цилиндрами, которая потребляла 2,75 тонны угля за 24 часа при скорости около шести узлов. «Также были построены и доставлены в экспедицию два больших вельбота и вельбот с бензиновым двигателем», — рассказывает Клевер.
Источник: dailymail.co.uk
Провожаемая ликующей толпой, экспедиция на «Фраме» отправилась из Кристиании (современный Осло) 24 июня 1893 года, сделав четыре остановки в Норвегии - в Бергене, Тронхейме, Тромсё и Вардо, прежде чем прибыть в становище Хабарово в России. Его следующей остановкой был мыс Челюскин в России, после чего они еще некоторое время продолжали движение на восток. Затем экспедиция направилась на север и позволила кораблю застрять в дрейфующих льдах. На этом снимке показан момент, когда Нансен (на фото со шляпой в руке в центре справа) и команда, стоящие на борту «Фрама», прощались со зрителями в Бергене 2 июля 1893 года. Два дня, предшествовавшие этому моменту, были наполнены светскими событиями для команды исследователей - «вечеринки, музыка, концерты и танцы». «Некоторые члены экипажа особенно оценили лившееся рекой шампанское», - пишет Клевер.
Источник: dailymail.co.uk
Члены экипажа Ялмар Йохансен, Хенрик Греве Блессинг, Отто Свердруп и Скотт Хансен играют в карты на корабле в первую зиму плавания, пока судно, застрявшее в толще льда, дрейфовало от Новосибирских островов на запад в сторону Шпицбергена. «Первая зима прошла быстро. Научная работа была в приоритете, но общественная жизнь тоже была важна», — пишет Кловер, добавляя: «Карточные игры были самым популярным времяпрепровождением. Все игры велись под отдельный протокол, в который также записывали сплетни, шутки и лихие розыгрыши». В книге отмечается, что фотография была сделана, «когда на борту еще было пиво Ringnes Bock». Автор поясняет, что Нансен «боялся, что алкоголь может привести к проблемам на борту, но позаботился о том, чтобы было включено 3000 бутылок пива». Он добавляет: «К сожалению, в первую зиму бутылки замерзли и разбились, и много стекла пришлось выбросить за борт».