Более 100 лет назад на легендарном спасательном корабле был поднят Андреевский флаг.
Сегодня это единственный корабль, который был введен в строй еще в царской России и до сих пор служит военно-морскому флоту нашей страны
Корабль был заложен в 1912 году, а Андреевский флаг на нем подняли 14 июля 1915 года, что означало, введение его в состав военно-морского флота России. До переименования уже при Советской власти в 1922 году, спасательное судно называлось «Волхов». Судно создавалась, чтобы поднимать затонувшие корабли, подводные лодки и другие объекты.
Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба.
"Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода — 8,5 узлов, а дальность плавания — 4000 миль.
Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства — левый корпус на 80 тонн, правый корпус — на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Великий путь корабля предопределила еще княжна Марья Николаевна Романова, которая благословила спуск «Волхова» на воду в 1913 году в Петрограде. Тогда «Петербургские новости» сообщали, что народ 17 ноября собрался на специально подготовленных помостах на стапеле
Путиловской верфи. Погода была дождливо-морозная. Приехал царь с дочкой Марией. Для соблюдения древней традиции разбивать шампанское при спуске корабля на воду была зацеплена на баке веревка с бутылкой. Мария опустила веревку и бутылка разбилась сразу. Началась долгая и славная история корабля.
Спуск на воду ноябрь 1913г
Андреевский флаг на корабле подняли 14 июля 1915 года, что означало, введение его в состав военно-морского флота России.
В активе "Коммуны" множество успешно проведенных спасательных операций. Своей жизнью ветерану флота обязаны тысячи моряков, как в лихие годы гражданской войны, так и в суровое время Великой Отечественной.
Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.
Волхов и поднятая АГ-15
24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"
С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"…
В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".