ЗИЛ-130 — это не просто грузовик, а настоящий символ целой эпохи. Его можно было увидеть в любой точке Советского Союза: от колхозных полей до крупных строительных площадок и военных баз. Он был настолько узнаваем и популярен, что стал олицетворением надёжности и советской технической мысли. Однако за пределами страны тоже были заинтересованы в таких автомобилях, и именно тогда появился экспортный вариант — ЗИЛ-130Т.
Но чем отличался этот экспортный ЗИЛ-130Т от стандартной версии и почему его ценили не только в СССР, но и за границей?
Прежде всего давайте немного поговорим об истории этого легендарного грузовика. ЗИЛ-130 начали разрабатывать ещё в 1953 году на заводе ЗИС под руководством конструктора А.М. Кригера. Проект прошёл долгий путь: первый опытный образец появился в 1956 году, а в 1962 году пять машин отправили на испытания на Ярославский шинный завод. И только после полной реконструкции завода 1 октября 1964 года стартовало массовое производство. Эта дата стала точкой отсчёта эпохи, когда ЗИЛ-130 появился на дорогах всей страны и стал частью повседневной жизни.
Грузовик сразу нашёл своё место везде — от сельского хозяйства и строительства до армии и коммунальных служб. Простота конструкции и надёжность сделали его любимцем водителей. Он был легче и удобнее в управлении, чем массивные КрАЗы и МАЗы, что позволило ему завоевать настоящую популярность. В 1974 году завод выпустил миллионный ЗИЛ-130, а к 1982 году — уже двухмиллионный. Всего же за всю историю было собрано более 3,3 миллиона этих машин. Кстати, ЗИЛ-130 выпускали не только в Москве — его собирали и на других заводах, таких как Читинский автосборочный и Уральский завод. Последние модификации с индексом УАМЗ-43140 выпускались до 2010 года, что говорит о его поразительной долговечности и популярности. Неудивительно, что даже сегодня этот грузовик можно встретить на дорогах, ведь он до сих пор остаётся символом надёжности и простоты
Когда Советский Союз стал продавать технику за границу, быстро выяснилось, что обычный ЗИЛ-130 не везде справляется. В жарких странах, где солнце плавило асфальт, а температура зашкаливала за +40 градусов, грузовик сильно перегревался и «капризничал». Однако инженеры взяли дело в свои руки и создали ЗИЛ-130Т — специально для таких экстремальных условий. Несмотря на то, что внешне отличить его от ЗИЛ-130 было трудно, но внутри это был совершенно другой «зверь», готовый к любым вызовам.
Поскольку главной проблемой была жара, на ЗИЛ-130Т пересмотрели систему охлаждения, установив четырехрядный радиатор. Также позаботились о двигателе, новый его вариант позволял грузовику работать в широком диапазоне температур — от зимних -10°C до палящего зноя в +45°C. Но дело было не только в моторе. Все узлы и проходы деталей подвергались строгому контролю. Машина могла служить долго даже при редком техническом обслуживании, что делало её незаменимой на дальних маршрутах и в труднодоступных регионах. Кроме того, в экспортной версии использовали специальные материалы, устойчивые к жаре. Обивка, уплотнители и покрытия кабины не теряли своих свойств под воздействием высоких температур, что продлевало срок службы грузовика. Инженеры также подумали и про электронику.