c 12 июня по 17 августа
Челябинский музей искусств показывает свое собрание в Третьяковской галерее. Это один из самых молодых музеев, который привез произведения в рамках проекта "Золотая карта России".
Музей был основан в 1940 году. Произведения современных художников музей собирал на выставках "Урало-Кузбас в живописи" (1935-1936) и "Южный Урал в живописи" (1936-1939). Сформировать коллекцию по истории русского искусства было челябинцам сложнее. Здесь не были сильно развиты традиции коллекционирования, как это происходило в европейской части России. Сотрудники будущего музея обратились к большим столичным музеям с просьбой помочь составить историческую часть коллекции живописи. По стечению обстоятельств работы из Русского музея прибыли в Челябинский музей в мае 1941 года. Из-за начавшейся Великой Отечественной войны произведения были расформированы между различными учреждениями. Восстановить коллекцию удалось только в 1952 году.
Историческую часть выставки открывает парсуна "Благоверный князь Александр Невский" (не ранее 1724). Интересно, что в 1940 году, когда музей только открылся, как и многие музеи советского времени, он находился в соборе, в Челябинске музей располагался в церкви Святого Александра Невского.
Далее представлены парные миниатюрные портреты Д.Г. Левицкого (1783). Два овальных медальона изображают самого художника и его супругу. Это единственный автопортрет Левицкого.
Лирический портрет "Девушка со сливами" (1848) показывает творчество В.А. Тропинина.
Одно из первых приобретений музея - картина "Купальщица" Т.А. Неффа, однофигурный вариант композиции "Две Девушки в гроте" Русского музея. Тему обнаженной натуры на выставке продолжает жемчужно-перламутровая "Купальщица" Н.И. Фешина (1910).
Передвижник В.Г. Перов показан не социальными сценками, а парным купеческим портретом: "Портрет Н.Ф. Резанова" (1868) и "Портрет Ф.И. Резановой" (1869). Коллекция искусства XIX века в музее достойная, представлены все ключевые фигуры: И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, К.Е. и В.Е. Маковские, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов и другие.
Начало XX века показывают четыре пейзажа П.И. Петровичева "Березы" (1907), "Площадь Ивана Сусанина в Костроме" (1914), "В Нескучном саду" (1915), "Яблони в мае" (1917). Работы поступили из санатория, они были списаны по состоянию сохранности и подлежали уничтожению. Теперь работы отреставрированы и являются украшением коллекции музея.
После общей исторической части Челябинский музей представляет творчество своего художника-земляка Н.А. Русакова. Его работа "Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича" (1937) уже выставлялась на выставке в Третьяковской галерее в 1939 году. Но в 1941 году художник был арестован за антисоветскую пропаганду и расстрелян. В 1957 году Русаков был реабилитирован. Сегодня на выставке в Москве представлено 21 произведение живописи и графики художника. Московская публика впервые так широко познакомится с творчеством выдающегося челябинского мастера. Русаков - ученик Фешина, он учился в Казанской художественной школе. Потом молодой художник продолжил образование у К.А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После завершения учебы преподавал рисование в Москве. Для расширения художественных впечатлений Русаков путешествовал по восточным странам, он побывал в Турции, Египте, Ираке, Индии, Бирме, Вьетнаме, Китае, Японии. В революционное время художник с женой вернулся в Челябинск. В родном городе Русаков преподавал, оформлял город к советским праздникам, участвовал в выставках. Живописец оказал значительное влияние на формирование художественной среды города. Экспозиция работ Русакова в Третьяковской галерее - дань памяти мастера.
Подробнее о судьбе художника можно узнать из каталога выставки. Статьи в книге написала - Г.С. Трифонова, ведущий научный сотрудник музея, кропотливый исследователь, автор многочисленных статей по истории искусств (Н. Трегуб)