Головин Александр Яковлевич - русский живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, представитель символизма и модерна, дизайнер интерьеров, мебели, активный член объединения «Мир искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижников, член Академии художеств, народный артист РСФСР.
Родился в семье священника. В 1872-1879 учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 перешел на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887-1888 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 написал картину "Снятие с креста", за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.
В 1889 жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимадся под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893, 1895), Московского товарищества художников (1893, 1901-1902), Московского общества любителей художеств (1894-1898).
В 1890-х неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 изучал в Испании техники керамики.
В конце 1890-х работал на гончарном заводе Мамонтова "Абрамцево" за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т.д. В 1900-1903 создал майоликовый фриз "Времена года" и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты ("Клеопатра", "Поклонение природе", "Поклонение божеству", "Купание наяд", "Жажда") для фасадов гостиницы "Метрополь" в Москве.
В 1898-1900 совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.
С 1899 участвовал в выставках "Мира искусства", с 1902 - член объединения. сотрудничал в одноименном журнале. В 1903 вступил в Союз русских художников.
В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900), Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм "Кармен" Ж. Бизе (1908), "Орфей и Эвридика" К. В. Глюка (1911), "Каменный гость" А. С. Даргомыжского (1917); спектаклям "У врат царства" К. Гамсуна (1908), "Гроза" А. Н. Островского (1916), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1917), "Песнь соловья" И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим.
В 1908-1917 сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом. В 1909-1910 оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова, а также декорации к балету "Жар-птица" И. Ф. Стравинского.
В конце 1900-х - начале 1910-х работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом.
В 1912 был избран действительным членом ИАХ. В 1913 поселился в Детском Селе под Петербургом.
После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927) и Москве (1928). С 1926 сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше (1927), "Отелло" У. Шекспира (1930). В 1928 был удостоен звания "Народный артист РСФСР". Умер Головин в Детском Селе 17 апреля 1930.
Головин - один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX-XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусства - живописи, графике, сценографии, керамике. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях.
Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других.
Автопортрет
Берёзки
Женщина в шляпе
Девочка и фарфор
Маркиза
На островах
Натюрморт Цветы и фарфор
Портрет артиста Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серов Юдифь
Портрет балерины Елены Александровны Смирновой
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Портрет Ефимии Павловны Носовой
Портрет певицы Валентины Ивановны Кузы
Серебристые вётлы
Умбрийская долина
Репродукций в архиве: 125
Размер архива: 17,5 мб