Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч - русский живописец, график, пейзажист, портретист, мастер бытовых и исторических картин. Горюшкина-Сорокопудова особенно вдохновляли красочный патриархальный быт с его своеобразной неповторимостью, очарование русской природы, русского национального типа. Его увлекали зрелищность, декоративность, нарядность - все, в чем он видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Его пленительно яркие, самобытные полотна, наполненные радостью бытия, глубоко прочувствованными национальными чертами, никого не оставляют равнодушными.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов
Сегодня живописные и графические работы Горюшкина-Сорокопудова экспонируются в лучших музеях страны, но самое полное и многообразное собрание, свыше 150 произведений, находится в Пензенской картинной галерее. Именно здесь открыт небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная, кстати, по его же эскизам. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую.
Нелегкое детство досталось Ване Горюшкину. "Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники саратовские мещане Сорокопудовы", - из автобиографии мастера. С малолетства познал он и жизнь "в людях", когда его отдали "на обучение" к купцу Кузьмину, и дикие нравы сиротского приюта, где он провел четыре года, и работу "мальчика при буфете" на пароходах, курсирующих от Саратова до Астрахани и вверх по Волге.
У Ивана рано проявился интерес к рисованию да "малеванию". В свободное время он доставал из кармана блокнотик и делал в нем беглые наброски понравившихся сценок или пейзажей. Но о том, чтобы стать "всамделишним" художником, он и мечтать не смел.
Случаю, однако, было угодно свести юношу с известным путешественником по Монголии, Китаю и Восточной Сибири доктором медицины П.Я. Пясецким. Увидев рисунки "буфетного мальчика", он посоветовал ему поступать учиться к астраханскому художнику П.А. Власову - ученику Перова и Чистякова, организовавшему в городе художественную студию. Вместе с Горюшкиным здесь занимались Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев. Как опытный педагог Власов стремился не только дать своим питомцам основы академических знаний, но и привить любовь к работе с натуры. Именно это позволило юноше глубоко изучить провинциальный быт, узнать и запомнить выразительные типажи и характеры, житейскую обстановку.
Становление Горюшкина как художника пришлось на конец XIX - начало XX веков. Первооснову его творческого кредо составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила Астраханская рисовальная школа, а затем и Академия художеств, в которой он обучался в мастерской И. Е. Репина. Влияние репинского таланта сказалось в точности и конструктивности рисунка, пластической выразительности формы, в пристрастии к портрету и сюжетно-тематической композиции.
Еще студентом, собирая материал для конкурсных работ, Горюшкин часто бывал в Угличе, Суздале, Ростове Великом, Астрахани и других старинных городах, где без устали писал монастыри и звонницы с монахами, многоцветные главы соборов и церквей. Ему даже выдали специальное свидетельство в канцелярии Академии, где значилось, что он "отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей". Привезенные из поездок этюды послужили в дальнейшем хорошим подспорьем для создания фундаментальных произведений. К наиболее ранним работам художника относятся исполненные еще в Академии художеств "Угличское дело 1591 года" и "На концерте в Павловске", дошедшая до нас в плохой сохранности, а также ряд офортов.
Позднее, переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов с тем же рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: "Базарный день в старом городе", "Божий суд" и многие другие.
Сюжет незаконченной картины "Божий суд" вероятнее всего навеян романом А. К. Толстого "Князь Серебряный", который художник иллюстрировал в 1908-1910-х годах. Однако здесь нет прямой аналогии с текстом. Автор стремится, скорее, передать само настроение, царящее перед схваткой.
Для Горюшкина культура средневековой Руси - это почва, на которой он обретает прочность душевную, откуда и черпает свое вдохновение. В мастерской Ивана Силыча хранились народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов. В них он не только обряжал натурщиков, но нередко примерял их сам. Наверное, делал он это, чтобы точнее почувствовать стиль эпохи и самого себя в ней. Сохранилась фотография, на которой художник запечатлен облаченным в боярский наряд. А одну из своих учениц, В.Д. Щёткину, он изобразил в образе средневековой дамы.
Отказываясь, как правило, от заказных портретов, Горюшкин создал обширную галерею образов своих друзей, товарищей по работе. Среди них портреты преподавателя Пензенского художественного училища, скульптора Константина Александровича Клодта (1914), саранского живописца Федора Васильевича Сычкова (1920-е). Человеком огромной внутренней силы предстает перед нами и сам художник в автопортрете, написанном в 1910-х годах.
Художник неоднократно варьирует полюбившиеся сюжеты, возвращаясь к ним снова и снова, наполняя их новым настроением. Так, картины "Солнце на лето - зима на мороз", "Сцена из XVII столетия" и другие были написаны уже после революции. К 1930-м годам относится и чрезвычайно драматичный по своему звучанию эскиз "Упавшие колокола" - своеобразный реквием уходящей в прошлое, но такой близкой сердцу мастера патриархальной Руси.
Известность Горюшкину-Сорокопудову принесли не только его произведения. Почти полвека посвятил он педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Многие питомцы Ивана Силыча по Пензенскому художественному училищу стали видными советскими мастерами. В годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины, старый мастер был назначен директором художественного училища и картинной галереи. А в 1943 году за большие заслуги в деле воспитания молодых специалистов и в связи с семидесятилетием со дня рождения ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
Последние годы жизни Ивана Силыча были трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советской действительности. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника К.А. Савицкого, бывшего директора художественного училища.
В наши дни, творчество этого замечательного художника-реалиста остается по-прежнему близким и дорогим нам. Оно учит нас любить свою землю, свой народ, быть истинными патриотами своей страны.
Долгие годы ученики и почитатели таланта Ивана Силыча мечтали о создании мемориального музея. В усадьбе художника это сделать было невозможно по многим причинам. И только в 1986 году такой музей открылся в здании Пензенской картинной галереи.
Автопортрет
Базарный день в старом городе
Зима. Ростовский Кремль
Скит
Солнце – на лето, зима – на мороз
Старая Русь
Упавшие колокола
Божий суд
Зима
Портрет скульптора Клодта
Портрет молодой дамы
Портрет А.Н.Собольщиковой-Самариной
Репродукций в архиве: 31
Размер Архива: 5,05 мб