Продолжение статьи об отношениях беларусов и русских. В этой части идет речь о национальном характере русских и беларусов, и их сравнение.
Начало тут:
Всем, кому интересна история формирования современных России и Беларуси, добро пожаловать под кат.
Заранее предупреждаю, буков много. Тем кто не в силах читать больше 5 предложений подряд, прошу закрыть страницу. Остальных хочу успокоить, читается статья легко, на одном дыхании.
Итак, продолжение:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Национальный характер всякого народа представляет собой целостную систему, с присущей ей иерархией качеств и черт, доминирующих в образе мыслей и стереотипах поведения данной нации. Национальный характер весьма устойчив, его качества и черты передаются из поколения в поколение с минимальной коррекцией. В связи с этим многие исследователи обращают внимание на существенную роль национального характера в исторических судьбах народов.
Проблема национального характера сложна, для ее адекватного постижения необходим комплексный подход, объединяющий усилия психологов и философов, историков и культурологов, этнографов и социологов. Дать глубокий анализ этой проблемы в небольшой статье — задача совершенно невыполнимая. Поэтому ограничусь тем, что приведу мнения некоторых исследователей проблемы, свидетельствующие о принципиальных различиях в характерах русского и беларуского этносов прошлых эпох.
О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
Популярный в дореволюционной России публицист и историк К.Д. Кавелин писал в книге «Наш умственный строй» (1882 год):
«Вы будете превозносить простоту, кротость, смирение, незлобливость, сердечную доброту русского народа; а другой, не с меньшим основанием, укажет на его наклонность к воровству, обману, плутовству, пьянству, на дикое и безобразное отношение к женщине; вам приведут множество примеров жестокости и бесчеловечия. Кто же прав: те ли, которые превозносят нравственные качества русского народа до небес, или те, которые смешивают его с грязью? Каждому не раз случалось останавливаться в раздумье перед этим вопросом».
* * *
Знаменитый историк Василий Ключевский (1841 — 1911) дал два предельно кратких определения сущности русского национального характера.
Первое: «Лихой человек на коне посреди бескрайней степи».
Второе: «Поскреби русского — и под ним окажется татарин».
Несомненно, он подразумевал азиатскую ментальность, а не что-то конкретно этническое, ибо русские, конечно же, не татары.
* * *
Писатель Максим Горький в 1922 году опубликовал в Берлине статью «О русском крестьянстве». В СССР ее перепечатали только однажды — в 1990 году в журнале «Огонек» под весьма примечательным названием -«О жестокости русского народа». Вот несколько выдержек из нее.
«Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, — о государстве без власти над человеком...
В русском крестьянине как бы еще не изжит инстинкт кочевника, он смотрит на труд пахаря как на проклятие Божье и болеет «охотой к перемене мест». У него почти отсутствует — во всяком случае, очень слабо развито — боевое желание укрепиться на избранной точке и влиять на окружающую среду в своих интересах...
Я думаю, что русскому народу исключительно — так же исключительно, как англичанину чувство юмора — свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли...
Наследие алкоголизма? Не думаю, чтоб русский народ был отравлен ядом алкоголя более других народов Европы, хотя допустимо, что при плохом питании русского крестьянства яд алкоголя действует на психику сильнее в России, чем в других странах, где питание народа обильнее и разнообразнее...
Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов: «Бей жену обухом, припади да понюхай — дышит? — морочит, еще хочет»; «Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут»; «На бабу да на скотину суда нет»; «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее». Сотни таких афоризмов — в них заключена веками нажитая мудрость народа.
Детей бьют тоже очень усердно. Желая ознакомиться с характером преступности населения губерний Московского округа, я просмотрел «Отчеты Московской судебной палаты» за десять лет (1900 — 1910 гг) и был подавлен количеством истязаний детей, а также и других форм преступлений против малолетних.
Вообще в России очень любят бить, все равно — кого. «Народная мудрость» считает битого человека весьма ценным: «За битого двух небитых дают, да и то не берут». Есть даже поговорки, которые считают драку необходимым условием полноты жизни. «Эх, жить весело, да бить некого»...
* * *
Знаменитый религиозный философ русского зарубежья И.О. Лосский в книге «Характер русского народа» (1957 г) выделил ряд основных черт, присущих русскому национальному характеру. Страстность. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Чем выше значение ценности, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей. Отсюда следует особая страстность русских людей, проявляемая ими в политической и религиозной жизни. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности.
В качестве доказательств И.О. Лосский приводит факты самосожжения многих тысяч старообрядцев — потрясающее проявление религиозного чувства. Он также упоминает бунты русского крестьянства и казачества под предводительством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Лосский пишет, что русский максимализм и экстремизм в его крайней форме хорошо выражен в стихотворении А,К. Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль просить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
* * *
Всемирно известный философ Н.А. Бердяев рассмотрел проблему русского национального характера в своих работах «Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности» (1918), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946) и некоторых других. Он видел существенную особенность русского национального характера в его противоречивости. Например:
«Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что... всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.,. Структура русской души заключает в себе полярные полюсы и она с трудом может удержаться в середине. Русским с трудом дается иерархизация ценностей и установка ступеней, что так гениально делает Запад».
«Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды... Она вечно печалуется о горе и страдании народа»... «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так покорно мирится со своей жизнью».
Географически Россия представляет собой гигантскую территорию. Необъятная земля — это «национальная плоть», которую предстоит возделать и одухотворить. Но русский человек пассивно относится к стихии земли, не стремится облагородить, «оформить» ее:
«Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли, и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности.
Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры... Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности.,.»
О БЕЛАРУСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
Определение Ключевским сути русского человека («лихой человек на коне посреди бескрайней стели») отражает две вещи: бескрайность просторов Московского государства (Российской империи) и бесправность человека, ибо бескрайними просторами могут управлять только деспоты. Отсюда лихость как ответ на нее. А беларусы? Вот характерный пример:
«Старый гусар генерал Н.Э. Левенштерн, вспоминая о своей службе с 1816 года офицером Белорусского гусарского полка, с грустью сравнивал этот полк с родными ему сумцами:
«Я был удивлен, что полк собрался в маленьком местечке, не производя шума по целым ночам на улице, в гостиницах... для меня это было неслыханной вещью. На другой день я увидел, как маневрировали эскадроны, и вспоминал о хмуром воинственном лице старого сумца, у которого длинные усы сурово закрывали щеку и который, не имея еще времени проспаться от вчерашнего хмеля, на плаце напивался вновь.
Наши белорусские офицеры все были трезвы, и каждый заботился о службе, но почти большинство ездило плохо, команда у них была не энергична, и взводные командиры не знали службы, в то время как дикие сумцы безошибочно карьером исполняли деплояду... Вы, старые пьяные сумцы, хотя вы и дики и грубы были, но вы были все-таки самые великолепные гусары и на войне, и во времена мира».
Интересная оценка: немецкий рубака на русской службе отметил, что «наши белорусские офицеры все были трезвы, и каждый заботился о службе». Поэтому служить в гусарском полку, состоявшем из беларуской шляхты, русским «сорви-головам» было скучно — люди не те. НЕ ЛИХИЕ.
Никогда беларус не был «лихим», но всегда ощущал свою ответственность за дело, которым занимался - будь то семья, работа или военная служба. Ибо лихость предусматривает именно отсутствие ответственности, она присуща менталитету анархического типа, склонному ставить себя вне норм государства и общества. В основе его - всеобщее рабство (крестьян по отношению к помещикам, дворян по отношению к царю и т.д.), всплесками несогласия с которыми и является эта «лихость». То есть бунтарство.
* * *
Часто употребляются как синонимы термины «национальный характер» и «ментальность». Однако различие между ними все же существует. Оно заключается в том, что ментальность представляет собой способ мышления (мировоззрение) определенной этнической общности, а национальный характер проявляется в таких психологических феноменах, как темперамент, эмоции, чувства, способы деятельности и поведения.
Иначе говоря, ментальность охватывает преимущественно сферу рационального мышления, установок и взглядов человека, тогда как национальный характер — область преимущественно бессознательных эмоционально-чувственных реакций, влечений и потребностей. В структуре национального характера различают четыре группы составных элементов:
а) национальный темперамент («возбудимый» или «спокойный»; например, южане обычно более возбудимые, чем северяне);
6) национальные эмоции (типа «восторженности» или «скептицизма»);
в) национальные чувства (например, «гордость» или «скромность»);
г) национальные предрассудки (например, русским присуще ощущение превосходства над другими нациями в Российской империи и СССР — пресловутый «комплекс старшего брата»).
Так, специальные этнопсихологические исследования показали, что 75% населения США составляют экстраверты (люди, ориентированные на внешнее окружение); в Англии экстраверты и интроверты представлены в равной пропорции, в ряде стран преобладают интроверты (люди, для которых главное значение имеют личные проблемы и потребности).
В Беларуси подобные исследования не проводились, но ряд косвенных данных позволяет отнести большинство населения Беларуси к числу интровертов либо к числу амбивалентов — людей, совмещающих черты экстравертов и интровертов.
Беларуский этнограф и географ Аркадий Смолич утверждал в свое время, что характер беларусов лишен легкомыслия и хвастовства поляков, мстительности и упрямства украинцев, грубости и простоты московитов.
Что касается темперамента, то «типичный» беларус — это меланхолик либо флегматик. Именно для меланхоликов характерны своеобразная власть прошлого над собственным «я», постоянное «оглядывание» назад, стремление все время осмысливать свои прошлые действия и поступки. Не случайно в начале XX века некоторые исследователи считали типичной чертой души беларуского крестьянина «добродушную меланхолию», обусловленную, по их мнению, «грустным» колоритом всей природы Беларуси.
Вот несколько фрагментов из глав «Ментальность беларусов» и «Национальный характер беларусов» учебного пособия «Беларусоведение» (1997 год), которые написал кандидат исторических наук Эдуард Дубенецкий.
«Традиционно считается, что ментальность отражается преимущественно в специфических представлениях людей о пространстве, времени, природной и социальной среде, в оценках самих себя (самосознании) и представителей других групп населения, в отношении к труду, религии, праву и т.д. В наибольшей степени национальная ментальность проявляется в языке и народном творчестве».
«Нашим предкам была присуща достаточно сильная привязанность к своей земле, родным местам, к локальному месту проживания. О своеобразном «снижении» понятия Родины до уровня архетипов «родного края», «угла», «хатки» свидетельствует множество фольклорных произведений, пословиц и поговорок... В беларуском менталитете нет склонности к бескрайним просторам, ничем не ограниченному раздолью, присущей русским и украинцам».
«Таинственный шум необъятных лесов и боров, загадочно жуткие болота, большие и малые озера, реки... сформировали у беларусов чрезвычайно богатую и удивительную фантазию, развитую впечатлительность, некоторую мистичность мировосприятия и склонность к обобщению непостижимых сил природы. Пожалуй, по глубине пантеизма беларусы весьма близки некоторым народам Востока».
«На основе анализа различных фольклорных источников можно сделать вывод и о достаточно заметной «повернутости» ментальности беларусов к прошлому, к прежним нормам жизни и традициям. Беларус все время словно оглядывается назад, из-за чего современность и будущее представляются ему как бы размытыми, недостаточно ясными и второстепенными... свидетельством своеобразного консерватизма беларусов является типичная присказка беларуских преданий «так жили прадеды и деды». В отличие от беларусов, американцам /и русским. — В.Д./ более присуща ориентация на современность и будущее».
«Поскольку жизнь беларусов всегда сильно зависела от природных явлений, от времен года или природно-сезонных циклов, им был свойствен так называемый «календарный модус» мышления... Существовало детальное распределение дней на благоприятные и неблагоприятные, тяжелые для работы, на постные и скоромные, счастливые и несчастливые, женские и мужские, наконец, на будние и праздничные дни. Так, во многих местах Беларуси благоприятными днями традиционно считались вторник и четверг, а неблагоприятными — понедельник и пятница... Мужскими днями обычно считали понедельник, вторник и четверг а женскими — среду, пятницу, субботу и воскресенье...
Религиозность беларусов никогда не достигала степени фанатизма, не носила характера слепой всепоглощающей веры в Божью справедливость и всемогущество».
«В прошлом у беларусов сформировался уникальный менталитет, который в некоторых чертах сохранялся почти неизменным весь период исторического развития беларуского народа. Лишь в последние два-три столетия ментальность беларусов подверглась некоторым заметным изменениям... В XVII—XIX веках она была в определенной степени деформирована под влиянием неуклонного усиления процесса ассимиляции, денационализации (сначала в виде полонизации, а затем русификации). Правда, в те времена фактически только привилегированные слои общества воспринимали польский или русский способ мышления, Самое многочисленное социальное сообщество — беларуское крестьянство — все же смогло тогда сохранить свою традиционную национальную ментальность».
* * *
Историк В. Ластовский считал, что беларуский крестьянин был намного меньшим «коллективистом», чем русский крестьянин-общинник. Во-первых, с середины XVI века в результате аграрной реформы общинное землепользование повсеместно сменилось в ВКЛ подворным. Во-вторых, в силу природно-географических факторов беларуские крестьяне и мелкие шляхтичи жили, как правило, в достаточно удаленных друг от друга маленьких деревнях, хуторах, небольших имениях («застенках»).
Вот почему насильственная коллективизация советского периода, проводившаяся варварскими методами, была в психологическом плане абсолютно чуждым явлением для беларуских крестьян — «индивидуалистов» и интровертов. Совсем иное дело — Россия, где почти до самой революции сохранялась крестьянская община, а народ жил в густонаселенных деревнях. Впрочем, я не буду копаться в исторических подробностях. Скажу кратко. Крестьяне в Литве (Беларуси) были вассалами своих феодальных господ (панов), но не рабами. Панам принадлежала земля, а не люди, жившие на этой земле. Крестьяне обладали личной свободой. Отношения между ними и панами регулировали законы, основанные на Статуте ВКЛ.
Согласно Магдебургскому праву, в беларуских городах существовало не только самоуправление, но и разделение трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. А сами эти власти горожане избирали.
После объединения Литвы и Польши в конфедерацию Речь Посполитая здесь утвердилась система «шляхетской демократии». Законодательную власть в поветах (районах) и воеводствах (областях) отправляли представительные органы — сеймики. Высшими органами власти были сейм ВКЛ и сейм Речи Посполитой.
Все действовавшее законодательство основывалось на конституционном акте, каковым являлся Статут Великого княжества Литовского, Жемойтского и Русского. Его разработал и издал в 1588 году выдающийся государственный деятель Лев Сапега. Этот статут действовал в беларуских землях до 1840 года — 252 года! Но и это еще не все; он имел предшественников, статуты 1529 и 1566 годов.
* * *
Новейший «Этнопсихологический словарь», изданный в Москве, о беларусах говорит так:
«Самобытность и своеобразная психология беларуского народа — результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие. И после каждого нашествия завоевателей начинал он строить жизнь почти заново — поднимая свою землю из разрухи, возрождая себя из пепла. По этой причине... упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов.
И еще они отличаются большим трудолюбием, надежностью, скромностью, уважительным отношением к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.
Специальные прикладные исследования свидетельствуют: большинству белорусов присущи такие национальные качества, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность... Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно».
Как отмечено выше, противоречивость психологического склада русского народа Бердяев объяснял бурной и драматической историей России. Но разве история Беларуси была менее драматичной? Одни только московиты за 300 лет (с 1368 по 1667 год) 12 раз приходили к нам с войной. А десятки вторжений Тевтонского ордена? А десятки набегов крымских татар? А бесчинства запорожских казаков, не столько защищавших, сколько грабивших земли Литвы? А зверства разных Наливаек, Поддубских, Нечаев и прочих атаманов? А война русских со шведами на нашей территории? А две мировые войны, не считая гражданской? И если в России было немало губерний, никогда не видевших чужеземцев, то в Беларуси таких «островов спокойствия» нет.
Тем не менее история свидетельствует, чтобеларусы никогда не отличались грубой агрессивностью по отношению даже к тем людям, которые были настроены недоброжелательно к ним. Они склонны к бесконфликтному решению житейских проблем, к компромиссам, к достижению согласия (напомню характерную беларускую поговорку «згода будуе, нязгода руйнуе» — «согласие строит, несогласие рушит»).
* * *
Беларуский философ и публицист Игнат Канчевский в 1921 году опубликовал свое эссе «Извечный путь: Опыты белорусского мировоззрения».
Согласно его концепции, Беларусь на протяжении всей своей истории, начиная с первых актов крещения в X веке, является ареной борьбы двух направлений (типов) культуры — западного (европейского) и восточного (азиатского). В результате этой перманентной борьбы возникло и оформилось специфическое беларуское национальное мировоззрение. По его мнению, «колебание между Востоком и Западом» и неприязнь к тому и другому являются основной характерной чертой истории беларуского народа.
* * *
Беларуский историк и публицист В. Орлов в 2005 году в одном из интервью так ответил на вопрос, существуют ли различия в национальном характере между русскими и беларусами:
«Безусловно, они есть. У белорусов никогда не было миссионерского комплекса великого народа, который сознательно или подсознательно присутствует у русских. Вы всегда должны кого-то спасать, объединять. Это идет еще с той поры, когда пал Константинополь. Тогда на знаменах и светской, и духовной власти появилось: «Москва — третий Рим, а четвертому не быть».
Белорусы более толерантны — это историческая традиция. Со времен средневековья в белорусском городе или местечке рядом на площади стояли костёл, православный храм, униатская церковь да еще синагога и мечеть (татары, приглашенные князем Витовтом, жили у нас с конца XIV века). В России такое нельзя было себе представить, особенно в те времена. Я, как историк, хорошо знаю, что когда наши же православные белорусы в средние века попадали в Московию, их там считали иноверцами и обязательно еще раз перекрещивали в «истинное» православие. Даже послов не пускали в церкви, считая их «латинами».
Душа белоруса, в моем представлении, более жаждет удивительного, таинственного, волшебного. Не случайно в Беларуси сохранились многие дохристианские обряды. Скажем, Купалье, которое можно сравнить с Лиго. Беларусь, наряду с Латвией, одна из немногих стран христианского мира, где дохристианские праздники присутствуют в государственном календаре. У нас это весенняя Радуница и осенние Деды (Дзяды) — дни поминовения предков».
* * *
Беларуские историки Александр Кохановский и Сергей Ходин в работе «Права человека в истории и традициях Беларуси» называют толерантность главной специфической чертой национального характера беларусов:
«История распорядилась так, что Беларусь оказалась на границе двух христианских конфессий: православия и католичества, между Востоком и Западом. Это предопределило формирование таких черт национального характера беларусов, как национальная и религиозная толерантность и гостеприимство. Поэтому независимо от существовавших законов, а иногда и вопреки им, в беларуском обществе присутствовало осознание того факта, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», что «они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
В период средневековья, когда в Западной Европе разрастались влияние инквизиции и борьба с инакомыслием, беларуский менталитет отрицал унитарность общественно-политической жизни, нетерпимость к инакомыслию, концентрацию власти в одних руках и одновременно — западный индивидуализм.
В Беларуси XVI века сосуществовали без конфликтов на конфессиональной почве православие, католицизм, ислам, иудаизм и самые радикальные течения реформационного движения. Подчеркнем, что последнее явление стало нереализованной альтернативой становления в Беларуси консолидированного толерантного общества европейского образца с очерченным национальным содержанием, уважением прав представителей национальных и конфессиональных групп, национальных меньшинств.
Терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, идеям очень ярко проявилась в стереотипах поведения, фольклоре населения Беларуси. Эта черта формировалась на протяжении более чем тысячелетней истории Беларуси и уже в позднем средневековье — начале нового времени была довольно широко распространена в правящих слоях беларуского общества, что отражалось в политике, проводимой государственными органами Великого княжества Литовского.
Это государство, а еще ранее Полоцкая земля стали второй родиной для сотен тысяч евреев, изгонявшихся из стран Средиземноморья и Западной Европы в период средневековья. Здесь они смогли развивать свои национальные традиции, практически беспрепятственно занимались торгово-промышленной деятельностью и донесли свой национальный генофонд до XX столетия. В Беларуси родились первый президент Израиля Хаим Вейцман, премьер-министры этой страны Менахем Бегин и Шимон Перес.
Вплоть до XIX века в беларуской истории не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм и т.д., а также массовые проявления религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты соседних стран, например русские старообрядцы, потомки которых сохранили веру предков по сей день. Ощущение реальности соблюдения прав человека, отсутствие гонений по социальным и политическим мотивам в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой привлекли внимание французских ученых-энциклопедистов. Государственное устройство Речи ПосполитоЙ они считали одним из высших достижений в Европе того времени, образцом для подражания. Жан Жак Руссо даже планировал переезд в Беларусь, где известный меценат Антоний Тизенгауз обещал ему всемерное содействие и только случай помешал реализации этого плана.
...В значительной степени планы, связанные с соблюдением и уважением прав человека, были представлены в программных документах представителей национально-освободительного движения. Активными участниками восстаний 1794 года и 1830 — 1831 годов были жители городов, рассчитывавшие на возвращение более широких прав городского самоуправления по магдебургскому образцу, и прежде всего шляхта, которая выступала не только за восстановление Речи Посполитой, но и за возвращение былых вольностей, за реализацию популярного в то время лозунга «За нашу и вашу свободу».
Эпоха «беларусизации» 1920-х гг., когда советское и партийное руководство пыталось учесть этническое преобладание беларуского населения, также ярко характеризует традиции толерантности, стремление к соблюдению прав человека. Не было отмечено никаких существенных проявлений национализма, высокомерного отношения к другим языкам и культурам. Более того, создание условий, способствовавших расцвету беларуской культуры, привело к развитию культур этнических меньшинств. В 1920-е гг. в местах их компактного проживания создавались национальные административные единицы, где не только обучение в школах, но и делопроизводство велось на национальном языке. Четыре языка — польский, еврейский; бееларуский и русский — были объявлены государственными.
...Все отмеченное выше позволяет утверждать, что соблюдение прав человека имеет в Беларуси глубокую историю и богатые традиции, заложенные в самой психологии, способе поведения, национальном характере беларусов.
Эти мысли созвучны тому, что сказано о движении беларуского национального возрождения в 8-м томе «Нового энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, хорошо известного в дореволюционной России:
«Проявления белорусского движения неизменно отличаются одной чертой: демократизмом. Демократизм является причиной того, что в главном течении движения совершенно отсутствуют элементы национального шовинизма, что ему чужда человеконенавистническая тенденция... Национальное пробуждение белорусов в целом характеризуется тем, что оно противодействует шовинистической работе, которую ведут в Белоруссии два враждебных лагеря: русские и польские националисты».
* * *
Юлия Чернявская в работе «Пять парадоксов национального самосознания беларусов» пишет:
«Беларуская национальная идея имела специфические отличительные /от русской национальной идеи/ качества. Она не основывалась, как это часто бывает, на агрессивности в отношениях к инородцам и иноверцам: сказалось многовековое бытие в «пестрых» по национальному составу государствах. Потому возникавшая в умах интеллигенции национальная идея беларусов строилась с учетом исторически и культурно заложенного полиэтнического «характера» беларусов.
Показательно изобилие этнических русских, поляков, евреев, украинцев, татар, ставших беларускими деятелями культуры в первые десятилетия советской власти (3. Азгур, 3. Аксельрод, А. Александрович, А. Бембель, Зм. Бядуля, М. Блистинов, Я.Бронштейн, В. Головчин, И. Замотин, Г. Кобец, Я. Мавр (И. Федоров), Е. Мирович, Н. Никольский, А. Овечкин, В. Пичетаи др.)...
Интересно в этом контексте и отсутствие антисемитизма во всех слоях беларуского социума. Начиная со времен Великого княжества Литовского, когда беларусы и евреи впервые зажили бок о бок, обмениваясь не только товарами, но и гуманитарными достижениями (известно, что первый перевод нескольких религиозных текстов на старобелорусский язык принадлежит виленским евреям), напряженности между этими двумя народами практически не было, что доказала вторая мировая война.
И по сей день израильское посольство в Минске ежегодно чествует вновь обнаруженных «нееврейских праведников», не предполагавших, что они праведники, — людей, прятавших по погребам и чердакам своих домов знакомых и незнакомых евреев. Разумеется, в советскую эпоху существовал государственный антисемитизм, и он накладывал отпечаток на повседневное, бытовое поведение, однако уже в первые годы перестройки антисемитизм как явление испарился практически без следа,
Характерно для беларусов и непредвзятое отношение к «лицам кавказской», «азиатской» и прочих несуществующих национальностей. Более того, само миролюбие и нежелание беларусов входить в конфликт, а также знаменитая беларуская толерантность по отношению к иным народам и конфессиям, понимаемые как экзистенциальные этнические ценности (так называемые «фокальные» или «доминантные»), привели к тому, что национальная идея беларусов имеет «посреднический» характер. Та роль, в которой, по мнению Вл. Соловьева, должно было реализоваться мессианское предназначение России — быть посредницей между народами — в силу политических и общих социокультурных событий была принята беларусами практически внерефлективно».
* * *
Интересно сравнить современные научные исследования национального характера русских и беларусов, которые независимо друг от друга проводились в России и Беларуси и освещались центральными изданиями.
«Российская газета» 29 ноября 2003 года в публикации Татьяны Смольяковой «Украинцы близки русским так же, как немцы» сообщила:
«Независимый исследовательский центр РОМИР по заказу Союза создателей социальной рекламы провел исследование «Национальное самосознание русского человека в современный период».
Были опрошены 1500 человек в разных точках страны. Кроме того, проведены дискуссии в различных возрастных группах, где люди могли не просто ответить на вопросы, но и объяснить свою позицию.
Что такое русский национальный характер? Наши современники" чувствуют его, похоже, так же, как чувствовали и сто, и двести лет назад. Широта души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование — вот, судя по ответам, главные составляющие русского характера. Но не единственные. Многие респонденты сказали, что русским свойственны доброта, гостеприимство, оптимизм, простота (раскованность), приветливость, находчивость, живучесть, халявность, русский «авось», уживчивость, безответственность, смелость, щедрость, любовь к Родине.
В дискуссиях добавляли и такие характеристики: «Мы часто ругаемся, но и часто миримся»; «Русские всегда чего-то ждут, пока все само собой сделается»; «На сегодняшний день воровство — это национальная черта». Всё, как во времена Карамзина. Таков русский человек — един во многих лицах, прямая противоположность самому себе.
Причины, истоки русского менталитета молодое поколение (до 34 лет) видит в том, что русские всегда имели сильного правителя, что Россия — фильтр между Европой и Азией, и что она изначально была несвободной страной. С другой стороны, на нашем характере сказались большие просторы и природные богатства. Старшие тоже согласны: «Огромная территория, избыток природных богатств привели к широте, души». Но они видят и другие корни нашего менталитета: постоянная борьба, угнетение, климатические условия («на севере люди добрее, чем на юге»), смешение народов».
Через полгода газета «Беларусь сегодня» рассказала об аналогичном исследовании среди беларусов. 14 июля 2004 года Виолетта Дралюк в статье «Что беларусу хорошо, то и японцу неплохо» рассказала о том, что ученые из Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого «вот уже несколько лет упорно исследуют загадку беларуского менталитета».
Особые природные условия, тесные взаимоотношения с соседями, мирное сосуществование разных христианских конфессий и религий, военные походы через беларускую землю, «прививки» восточных культур — вот что сформировало ментальные особенности беларуса, считают гомельские ученые. Например, под влиянием балтов появилась у нас сдержанность, выносливость, настороженность и скрытность. Зато нет у беларусов легкомысленности и бахвальства, присущего «шляхетным» полякам. Лишены беларусы и рискованности, открытой и порой грубой простоты, столь свойственной русским. Евреям беларусы уступают в находчивости, настойчивости, умении приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Зато главные козыри жителей Беларуси (причем независимо от национальности) — миролюбивость, отсутствие мстительности.
Для полного «рентгена» беларуской души в социологической лаборатории вуза сформировали своеобразный список характеристик, через которые менталитет обычно проявляется. В этот перечень попали трудолюбие, стремление к свободе и независимости, гостеприимство, чувство локтя, законопослушание, коллективизм, индивидуализм, мечтательность и т.д. — всего набралось 20 позиций.
Конец третьей части.
Кто осилил все 3 части, поздравляю, осталось немного : )
Кому лень ждать официальной публикации, заходите в мой док:
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSПо материалам:В помощь |
Беларусь и Россия, история имперских отношений. Часть 3
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт НовостейНовости в Литве |