12.Еще с вечера отдал уличному швее (в русском я зыке «швея» - это только женский род, в азиатской практике – почти всегда мужской) свой рюкзак, чтобы нашил еще несколько флагов пройденных мною стран. Задача выполнена - рюкзак на плечо и завтракать.
13.В путешествии никогда не стоит пренебрегать национальной кухней (если это не сваренный с перьями и потрохами зародыш в курином яйце, как в Лаосе, или не вьетнамский собачий бульон), однако завтрак – это всегда традиционно. Поэтому в бэкпекерской кафешке стоит раскошелиться на три доллара и получить вареные яйца, ветчину и хлеб.
14.Но хватит уже жевать сопли – тряхну руку Абдарахману, и в трущобы.
15.Меня нисколько не удивляет, что они начинаются за вторы поворотом. Недаром, думаю, за свои услуги хитрейший Абдарахман запросил всего 7 долларов…
16.Сбор мусора - природное занятие трущобных людей. На обочинах улиц свалены горы пластмассы, и мужчины частью дремлют на них, частью собирают в мешки и на тележках подвозят к складу – ангару из жести, доверху заваленному отходами и распространяющему вокруг смрад.
17.Рядовой сборщик и упаковщик зарабатывает в день около 3 долларов, что является средним заработком и на других производствах, где заняты трущобные люди. Владельцы такого бизнеса обычно сидят тут же в теньке, и я не заметил у них аристократических замашек. Это те же трущобные люди, разве более удачливые, однако строящие свои дома среди здешних развалин и культурно принадлежащие к здешнему обществу.
18.Трущобы Джакарты в противоположность сгруппированным в замкнутые кварталы бомбейским оказались вытянуты длинными улицами, параллельно железнодорожным путям и главной улице города. Но что со стороны смотреть - заходим с Абдарахманом в один из богатых домов. Нас радушно встречают пять или шесть женщин с грудными детьми. Все мужчины на работе, они же на хозяйстве. Только при обилии рук в доме грязно, вещи разбросаны и видно, что здесь дело не столько в бедности, сколько в общей атмосфере, которая уже выработала привычку.
19.Другая привычка трущобных людей – безупречная доброжелательность. Они охотно пускают в жилища, с радостью фотографируются, смеются, когда видят свои изображения на дисплее.
20.Мы с Абдарахманом перебираемся от дома к мастерской. Я заговариваю с людьми, однако больше, чем «привет, как дела, я из России, у вас хороший район» сказать не удается. Абдарахман рушит языковой барьер, на ходу выдумывая (вот пронырливый мусульманин!), что я студент-фотограф и пишу дипломную работу «Один день на темной стороне Джакарты». От таких слов трущобные люди проникаются к нам несказанным уважением и уже почти несут, как те аборигены Колумбу, свои дары и заключают в объятья.
21.