Во время войны пути от Стрельны до города были разрушены. В 1963 году линия была восстановлена, и с тех пор по ней проходит трамвайный маршрут №36. Сейчас это единственная трамвайная линия, ведущая загород. В сентябре 1941 года фашисты вышли на эти трамвайные рельсы в районе Петергофского шоссе, мирные жители еще не знали об их прорыве. Вагоновожатый стрельнинского трамвая повел его на группу шедших навстречу фашистов, в ответ на что они открыли огонь и расстреляли всех пассажиров, искорежив вагон. Есть другая версия этой истории - фашисты на трамвайной остановке попросили пассажиров выйти и захватили уже пустой вагон. Хочется верить во вторую версию, но война редко бывает так милосердна.
Еще один эпизод 1941 года происходящий в этих местах связан с трагедией 124-й танковой бригады. Сейчас здесь стоят новые жилые комплексы, жители которых ходят на пикники в лесополосу через дорогу, а 70 лет назад проходили кровавые бои. Когда об этом думаешь, начинаешь больше ценить то, что имеешь.
Феррари всё же лучше, чем танки.
Теперь проедемся на трамвайчике. Сажусь на остановке "ул. Пограничника Гарькавого".
Первое, что мы встретим по дороге справа - Памятник защитникам Ленинграда, установленный в 1944 году. Возможно, это самый первый памятник, посвященный ВОВ. «Здесь в жестоких сентябрьских боях 1941 года доблестные защитники Ленинграда, не щадя своей жизни, остановили фашистские полчища».
Чуть дальше, начиная от Петергофского шоссе, пересекая пр. Ветеранов и далее проходит Аллея славы. Именно здесь, осенью 1941 года фашисты были остановлены на пути к Ленинграду. Рубеж проходил вдоль реки Дудергофки, на территории Полежаевского парка. На аллее было высажено 900 берез, символизирующих 900 дней блокады Ленинграда. Аллея славы входит в мемориальный комплекс "Кировский вал", который относится к "Зеленому поясу Славы".
Веселая праздничная будка. Такие граффити мне нравятся, вписываются в ландшафт:)
Дальше придется немного отклониться от трамвайного маршрута. На проспекте стачек справа от виадука, ведущего к ст. метро Автово, расположены объекты, также входящие в мемориальный комплекс "Кировский вал". Памятник "Танк-победитель" - боевая машина, первый выпущенный танк "КВ-85", один из двух сохранившихся экземпляров данной модели, установлен в 1951 году.
За танком находится сохранившийся дот. Рядом с дотом - бетонная стела. Только представьте, прям в этом доте наши солдаты отстреливались.