Фотографии для этого репортажа предоставлены Людмилой Викторовной и Еленой Васильевной из личного архива.Это зима, период, когда детей забирают в интернат после новогодних каникул из удаленных поселков округа:
"Бураны" ждут посадку вертолета:
Вещи на полгода нужно взять с собой… в вертолете нет багажного отсека, все лежит в центральной части в салоне:
Красиво же как!
Опыт Якутии: что такое кочевые школы?А можно ли пробовать создать систему школьного образования без отрыва от родителей-оленеводов. Оказывается, да! Дистанционное образование - это совместная инициатива родовых общин и Правительства Республики Саха (Якутия). Заключается она во внедрении "кочующего" учителя в родовую кочующую общину и создание кочевых школ. На законодательном уровне инициативы оформлены еще в 2008м году. Сегодня в Республике Саха (Якутия) функционируют 13 кочевых школ в 11 улусах (районах) с контингентом учащихся 251 ребенка. Кочевые школы находятся в составе родовых общин, в зимнее время они имеют приспособленное для занятий помещение по маршруту кочевья, а летом занятия проводят в чумах. В соответствии с законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» эти образовательные учреждения организованы по следующим базовым моделям: кочевая школа-сад (4), стационарно-кочевая школа (6), сезонная (летняя) кочевая школа (3). Особенностью организации образовательного процесса являются малая наполняемость классов, разновозрастной состав, вариативность учебного графика с учетом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод обучения, повышенная потребность использования дистанционных форм обучения.Об этой программе мне рассказала представитель министерства образования в феврале, когда я был в Якутии во время традиционного ежегодного отчета правительства перед населением республики. В каждый улус приезжают представители власти и отчитываются за проделанную работу. Интереснейшее мероприятие, когда есть прямой контакт между людьми и властью с диалогом, спорами, идеями, которые воплощаются в жизнь, а не остаются предвыборными обещаниями.Проект дистанционного образования и создание кочевых школ при опорных школах (обычные интернаты в поселках) - изначально это именно идея самих родовых общин и кочующих племен, ведь они заинтересованы в том, чтобы ребенок проводил детство в семье и при этом имел возможность получить образование. Во всех опорных школах , даже самых отдаленных, есть спутниковый интернет. Как идея, которая находится в разработке, рассматривается возможность тренинга самих взрослых челнов общины или родителей навыкам педагогики и возможности качественного обучения в кочевых условиях. А сейчас разработки якутских педагогов в этом направлении перенимаются коллегами из-за океана - из США и Канады.Но вернемся в Ненецкий Автономный Округ, вот так выглядят последние дни лета, когда детей забирают прямо из чумов оленеводов: