Ягода уже созрела, под воздействием водяных струй черешки перерезаются, клюква выпрыгивает на поверхность. Рабочие собирают ее понтонами, подгоняют транспортер.
Здесь же ягода отмывается от листьев, после — следует на сортировку. При температуре 18 градусов ниже нуля ее замораживают и фасуют для отправки заказчикам.
— Не хотят брать, заразы. Никому наша клюква скоро будет не нужна,
— кричит нам Иван сквозь треск мотора. Он тут прав не до конца.
Формально «Полесские журавины» — ОАО, но львиная доля акций принадлежит государству. Создано оно на базе Пинской клюквенной плантации. Предприятием гордится область, сюда даже прилетал президент Лукашенко. Об этом свидетельствует фотография в кабинете директора. Василий Лягуский, впрочем, предпочитает говорить не о прошлом, а о будущем. Оно у ягодников обещает быть непростым.— Все можно продать за рубеж, клюкву в том числе, — рассуждает он. — Но по какой цене? Сейчас с этим сложно. На европейский, российский рынок вышли американцы. У них отлаженная система, отработанные технологии. Что тут говорить, ягоду выращивают в пяти штатах, и в каждом есть свой профильный университет по клюкве! Контейнеры из США приходят в Гамбург, Питер, Финляндию и быстро расходятся по Европе. Чтобы конкурировать с американцами, себестоимость нашей клюквы должна быть не выше доллара за килограмм. А у нас в пять раз топливо подорожало. Думаю, в этом году себестоимость будет в районе евро. Хотя в таких условиях прогнозов лучше не делать.
Белорусскую клюкву, говорит Василий Лягуский, покупают Россия, Англия, Польша, Прибалтика, Казахстан, Голландия, многие другие страны. На клюкве пока еще можно зарабатывать доллары. С рублями сложнее.
— Что делают европейцы из пинской клюквы?
— Соки, джемы, много всего. Сейчас такая мода: под Новый год, под Рождество в Германии, Англии, да даже в Польше хозяйки индейку и гуся готовят с клюквенным соусом. Из нашей, белорусской клюквы в том числе. Морсы делают, людей оздоравливают. Американцы вот хвастаются, что каждый день этот морс пьют.
— Беларуси белорусская клюква нужна?
— Мы, конечно, работаем с заводами: и консервными, и винодельческими. И у нас делают конфитюры, джемы, детское питание. Вопрос в возможностях перерабатывающей промышленности. Вот отдали на Быховский консервный завод продукцию, все еще ждем оплаты. Это бакалея, там деньги долго вытягиваются. Да и спрос упал, реализация слабая. Продукция из нашей клюквы в магазинах никогда не будет лежать на верхних полках. Предлагали даже платить за мерчандайзинг. Я готов и на это пойти…
— Клюквенный сок найдешь не в каждом минском гипермаркете — даже на нижних полках…
— Опять же экономика. Зачем производителям головная боль с дорогими натуральными соками? Лучше купить бочку с концентратом, залить водой. И продавать этот «сок восстановленный» со всякими стабилизаторами и закрепителями цвета. Проблема, повторюсь, в переработке, ну и далее — в торговле. Тут замкнутый круг.
Мы бы сами построили небольшой цех, но под это нужны дешевые кредиты, которых нет. Препон столько! Недавно в Минске была китайская выставка, смотрели на их оборудование, облизывались. Там и технологии, и упрощенные ГОСТы. У нас же чтобы сделать таблеточку с джемом, которую в поезде можно открыть и на булку намазать, столько надо пройти — вам не передать. Очень много вокруг перестраховщиков. Отбили у людей охоту рисковать.