Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.
Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах.
Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее да и скорость с которой они плывут намного больше чем неуклюжее передвижение по суше.
Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.
Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.
Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в чести капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.
На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.
Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.
Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.
Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.