Только после всех этих обязательных процедур трубу подсоединяют к резервуарам и начинается слив. Кстати, а если оператор ошибется, перепутает отсек, и дизтопливо смешается с АИ-92? Поломка топливной системы — самое малое, что может грозить в этом случае.
— На наших заправках это исключено автоматикой: система просто заблокирует подачу топлива, — уверяет Татьяна Бакунович. — В данном случае человеческий фактор умышленно минимизирован. Цена подобной ошибки слишком велика, чтобы рисковать.
Автоматика же призвана не допустить попадания некачественного топлива в колонку. Уже в резервуаре система проверяет плотность и температуру топлива. Увидеть, как это работает, невозможно. Прибор «Струна-М» находится под землей. Оператор только видит показания на экранчике, ему даже не надо вставать с рабочего места. Вообще-то все это проверяют при приемке еще на нефтебазе, которая принадлежит сети АЗС. Однако проведение контроля на всех стадиях — это общепринятая практика.
Часто можно услышать мнение: на этой заправке, мол, топливо лучше, а на той — хуже. Самое интересное, что во все сети АЗС топливо поступает с двух нефтеперерабатывающих заводов Беларуси. Когда мы в прошлом году проверяли бензин в независимой российской лаборатории, специалисты сделали вывод, что три пробы, судя по показателям, как будто из одной цистерны. Это как яблоки у двух продавцов, купленные у одного фермера. Конечно, всегда возникает вопрос, что с ними происходило потом?
— Например, АИ-92 и дизтопливо поставляем с ОАО «Нафтан». А бензин АИ-95 — производства Мозырского нефтеперерабатывающего завода, — рассказали представители компании. — Никаких добавок, только чистое топливо, нам репутация важнее.
— Говорят, 98-й еще недавно завозили чуть ли не из Финляндии…
— Это действительно так. Но уже несколько лет 98-й бензин нам поставляют из Литвы, его производят на заводе компании Orlen-Lietuva.
Из резервуаров по системе труб топливо поступает к колонкам. Обычно водители не особо задаются вопросом, что, например, означает буква «К» в таком обозначении — АИ-92-К5-Евро. Но в этот раз водитель Volvo поинтересовался. Отвечаем: это экологический класс. Чем он выше — тем более чистое топливо. В первую очередь это достигается за счет снижения содержания серы.
— Владельцы более дорогих автомобилей стараются покупать топливо экологическим классом повыше, но для многих более принципиальна стоимость, — признают заправщики. — По некоторым данным, более чистое топливо может противостоять коррозии. Кстати, исчезновение Н-80, по нашим оценкам, пережили довольно безболезненно даже на периферии.
Заправка «до полного бака» у нас часто напоминает игровой квест: сначала нужно дать купюру, потом заправиться и лишь затем вернуться за сдачей. Все это время автомобиль находится возле колонки, пока водитель отстоит в двух очередях. Между тем даже в России сейчас на некоторых заправках ввели практику постоплаты — сначала заправился, а потом рассчитался.
— Знаете, ведь у нас то же самое было вначале, — вспоминает Татьяна Бакунович. — Однако многие водители, не привыкшие к этой системе, просто-напросто уезжали. Потом мы искали видеозаписи, начинались поиски забывчивых автомобилистов, вызывали ГАИ. Это было неудобно, и нашим клиентам приходилось возвращаться. Видимо, люди еще были не готовы. Поэтому после многократных случаев, когда водители уезжали не расплатившись, нам пришлось вернуться к традиционным способам оплаты.
Система видеофиксации помогает в конфликтных ситуациях. Чаще всего — когда автомобилисты забывают достать пистолет из горловины бензобака и уезжают. Все заправочное оборудование застраховано, тем не менее произошедшее оформляют как ДТП. А фотографии, когда по дороге едет автомобиль с торчащим из бензобака шлангом, сотрудники АЗС называют домыслами. Обычно в таких случаях забывчивые автовладельцы проезжают всего пару метров. Говорят, подобных происшествий — 1—2 в месяц.