Весь 2013 год Марсель носил почетный статус Европейской столицы культуры, и в честь этого события в городе открылся MUCEM – Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья, создание которого началось почти десять лет назад. По словам француза Руди Риччотти, его здание построено «из камня, воды и ветра», и это не метафора. Музей состоит из двух кубов: внутреннего, с залами экспозиции, и внешнего – фасада в виде ажурной сетки. Благодаря этому с некоторых ракурсов массивное здание из фибробетона просматривается насквозь. С крыши новой постройки перекинут эфемерный мост к старому форту Сен-Жан, где расположена вторая часть экспозиции музея. Чистая поэзия.
Штаб-квартира норвежской нефтяной компании Statoil в пригороде Осло – кажется, одно из лучших офисных зданий в мире и отличный пример современной европейской архитектуры. Ничего хитрого: пять вытянутых параллелепипедов брошены друг на друга в три яруса, а внутреннее пространство между ними остеклено. Но этого оказывается достаточно, чтобы вся конструкция оставляла ощущение непрерывного движения.
Архитектурный скевоморфизм в действии. Центр молекулярных исследований в Мельбурне выглядит как огромная разноцветная молекула, а учебная иерархия здесь заложена в саму планировку здания: внизу – аудитории студентов, вверху – лаборатории ученых. Это не единственная эффектная работа местного архитектурного бюро Lyons – в последние несколько лет они построили в городе ряд общественных зданий, которые сложены будто из детского конструктора.
Даляньский международный конференц-центр – это огромное даже по китайским меркам морское чудище (внутри здания в двух больших и шести малых залах может разместиться более шести тысяч человек), на которое австрийские архитекторы из бюро Coop Himmelb(l)au истратили несколько десятков тысяч тонн стали и столько же бетона. Впрочем, так и задумывалось: Далянь переживает строительный бум, и городу была просто необходима странная достопримечательность на берегу моря. Приведет ли появление здания к эффекту Бильбао, неясно: другие китайские мегаполисы также переживают строительный бум и готовят свои доминанты. В Шэньчжэне их как минимум будет больше.
Необычная, но все же архитектура: британская антарктическая станция Halley VI напоминает игрушечный паровозик, который собран из восьми вагонов. Каждый из модулей имеет «ножки» изменяющейся длины и установлен на лыжи – в случае необходимости станцию можно отбуксировать в нужное место. Из-за экстремальных условий строительства на создание станции ушло четыре года. Из других интересных деталей – внутри красного модуля расположены собственный бар и бильярдная.
Еще одно здание-аттракцион: в прошлом году на окраине Мальмё открылся один из самых больших шведских моллов. Архитектор Герт Вингорд решил разнообразить обычно унылый вид торговых зданий и решил фасад в виде куска оплавленного янтаря.
Архитектурное бюро WOHA из Сингапура специализируется на создании «зеленых» зданий. Их последняя работа – отель Parkroyal, вдоль фасада которого разбиты четыре яруса вертикальных садов.