«Едва ли в каше из грузовиков, малолитражек, автобусов, мотоциклов и слонов, гуляющих вдоль дорог Таиланда, можно усмотреть какую-то закономерность и уж тем более этикет. Однако некоторые правила всё же есть. Скажем, если вы собираетесь ехать на перекрёстке прямо, включите аварийку, так принято обозначать траекторию движения. Если вы пропускаете кого-то при перестроении или выезде на главную дорогу — гудните. Гудеть нужно и возле храмов дорожных богов. Религия и ПДД тут вообще довольно плотно переплелись, в любой пробке вы можете купить за 20 батов венок из цветов жасмина, который можно повесить на зеркало на удачу».
Янис Дзенис, PR-менеджер туристического поисковика
Будапешт, Венгрия
«В Будапеште, если стоишь больше пяти минут на светофоре, местные уже стонут: пробка! В час пик можно потерять максимум 20–25 минут. Разве что подъезды к Будапешту где-то с 7 до 9 утра стоят на много километров: из всех деревень едут на работу по двухполосным дорогам. Это можно сравнить с Рублёво-Успенским шоссе, только без хамства — презренных мигалок и нервных водителей. Все абсолютно спокойны. Венгры— самая вежливая нация, какая мне встречалась. Они всегда готовы уступить. Поэтому на дороге не нервничаешь: за счёт всеобщего дружелюбия ты очень мобилен: нужно будет перестроиться, если ты делаешь это заранее и аккуратно, тебя пропустят абсолютно всегда.
Проблема только в таксистах — они водят ужасно. И в Москве и в Будапеште я стараюсь быть вежливым и невозмутимым. Здесь это получается без проблем. Даже с пешеходами получается без нервов. Я сам пешеход и в машине себя существом высшего порядка не чувствую. С ними я прежде всего руководствуюсь принципом безопасности. Иногда, если есть выбор и пешеход ещё не ступил на зебру, безопаснее не тормозить: нельзя по пустякам испытывать на прочность внимательность водителя сзади. Во всех остальных случаях, конечно, пропускаю. Если случается пробка, то я начинаю лихорадочно просматривать карту, чтобы понять, как ловчее проехать.
Я никогда не нарушаю правила в городе и на автобанах, но к просёлочным дорогам отношусь более творчески. Хотя штрафа ещё ни разу не платил. Тут вообще мало полиции, наверное, из-за того, что все прилично водят, а в проблемных местах стоят камеры».
Алексей Зеленский, композитор
Милан, Италия
«По утрам в Милане полно машин, а я ненавижу сидеть столько времени, поэтому мне часто приходится орать на тормознутых водителей, обгонять их и вообще нарушать правила. Хотя в основном водители ведут себя как благородные девицы, такие, как я, не так уж часто встречаются. Есть те, кто часто сигналит в пробке, эти меня бесят больше всего. Но из-за того, что я сам нарушаю правила, даже без машины, я более лояльно отношусь к пешеходам: всегда пропускаю их, даже если и не должен. В Милане большие штрафы, но слишком мало полиции, которая могла бы засечь мои проделки. А для камер, контролирующих движение, у нас есть свои внутренние сигналы, чтобы другой водитель понял, что стоит снизить скорость. Если я и попадаюсь на каком-то нарушении, то в ход идёт мой актёрский талант и меня быстро отпускают».
Эрмано Ауджелли, студент
Дубай, ОАЭ
«Дубай — город водителей, не пешеходов. Без машины здесь трудно. В городе нет такой системы общественного транспорта, к которой мы привыкли, например, в Москве. До открытия метрополитена в 2009-м ходили только автобусы и такси. Надо отметить, что власти Дубая активно развивают общественный транспорт, прокладывая трамвайные пути, запуская монорельсовые поезда, организуя новые автобусные маршруты.
Автомобиль в Дубае — больше, чем средство передвижения, это показатель статуса, почти как дорогая сумка. Если вы водите Jeep Wrangler, то, скорее, всего вы любите проводить время в пустыне, гоняя по барханам. Если вы за рулём Ford Mustang, скорее всего вы молоды, любите скорость и производить впечатление. Если на дороге вы встретите розовый Hammer со стразами или обтянутый блестящей фиолетовой плёнкой Chevrolet Camaro, то будьте уверены, там не блондинка, а брутальный арабский красавец, скорее всего уроженец Дубая.
Особенное удовольствие местным автолюбителем доставляет владение дорогим номером. Интересные номера, например D 7373, будут стоить как небольшой автомобиль. Распродаются они на специальном аукционе, деньги отправляются в благотворительные фонды. И чем короче номер, тем круче его владелец. Номер 1 и белый Gelandewagen принадлежат его высочеству шейху Мохаммеду Аль Мактуму, правителю Дубая, кортеж из двух машин которого можно спокойно встретить в любом месте города.
В целом водители вежливы друг с другом. Даже если вам нужно непременно оказаться в час пик первым перед светофором и вы, нарушая все правила, нагло лезете вперёд, вас, скорее всего, пустят, мол, пожалуйста, проезжайте, „если вы спешите ещё сильнее, чем я“. По дубайским ПДД, полицейский, заметив, что автомобиль опасно перестраивается из ряда в ряд, подрезает и всячески дерзит на дороге, выписывает штраф в размере 150 долларов, даже не останавливая лихача, а просто записывая номер его авто. Штрафы очень высоки, это всех „бодрит“: за превышение скорости снимут от 200 долларов и выше. Проезд по обочине, по которой имеют право передвигаться только полиция и скорая, обойдётся в 300 долларов. Так что ПДД пользуются большим уважением и вниманием автолюбителей. Лихачить на дорогах можно, но дорого.
Отдельный разговор о проезде по крайнему левому (скоростному) ряду. Если вы спешите или просто решили прокатиться с ветерком по центральной городской трассе Шейх Заед Роад, с максимально разрешённой скоростью 100 км/ч, то будьте уверены, что уже через несколько секунд вам на хвост сядет какой-то гонщик и начнёт вас сталкивать, нервно подмигивая дальним светом. Обычно их пропускают, но вот если настроение плохое или сам сильно спешишь, тогда можно сопротивляться. В этом случае вас, скорее всего, агрессивно обгонят справа».
Ольга Кириченко, гид
Верона, штат Миссури