— Так многие, кстати, думают.
— Ну да. Иногда даже по реакции пассажиров можно понять, что женщина — водитель автобуса для них это еще нонсенс. Люди заходят в салон, удивленно смотрят на меня и спрашивают: я что, в троллейбус попал? А когда еще была стажером, одна бабушка стала упрекать моего наставника (определенное время стажер обязан отъездить с более опытным водителем), мол, что же ты делаешь, подругу за руль посадил? Это типичное мнение для общества. Ну что поделаешь, люблю я большие машины! Легковушка это не то. Вот когда садишься на МАЗ, тогда чувствуешь силу, что ли.
В автобусном парке №4 Минска работают несколько женщин-водителей. Одна пересела с трамвая, другая — с троллейбуса, третья — с фуры, четвертая вообще была инструктором по вождению. Ничего, справляются, к ним меньше всего претензий и жалоб, говорят в парке.
— Первое время было сложно, маршрутов не знала, даже засыпала плохо — думала, что же завтра будет? — продолжает наша героиня. — Однажды вовсе заехала не туда… Ничего — сориентировалась, развернулась и вернулась на маршрут. Постепенно привыкла. Теперь знаю почти все основные маршруты парка, их около 40. Очень люблю пригородные. Выезжаешь на трассу — хорошо, просторно, природа. В деревеньках все мои бабушки-дедушки знакомые ездят, внучкой меня называют, даже пытаются накормить: пока продаешь билет, насильно всучат кто печенье, кто яблоко.
Обилечивание пассажиров, как говорят транспортники, та еще морока. Ведь водитель обязан не только контролировать оплату проезда, но и соблюдать график движения. Но что делать, если зашли сразу 20 человек, а на следующей остановке ты уже должен быть через две минуты?
— Почему опаздываете? — возмущается пожилая женщина, заходя в салон в Колодищах. Тут народу побольше: все торопятся на работу в Минск, нервничают.
Елена молчит: а что сказать-то? Объяснить, что честно ехала за пассажирами? Что обязана была продать билеты и проконтролировать оплату проезда? Что если ревизоры обнаружат «зайца», то выпишут штраф в том числе и ей? В автобусном парке о проблеме знают: «Агрогородок Колодищи — практически единственный населенный пункт рядом с Минском, где еще нет городского автобуса. В Гатово, Боровляны, Дроздово и так далее они уже ходят. Практически все из Колодищей едут до станции метро „Уручье“. На разных уровнях поднимается вопрос о переводе агрогородка на обслуживание городскими автобусами, в которых уже установлена автоматизированная система и действует столичный тариф».
Пока же к кабине выстраивается целая очередь. На приборной панели — целый веер из купюр. А ведь еще каждому нужно правильно сдачу отсчитать!
— Вот эта бабушка едет до станции метро «Уручье», она там подаяние просит, — водитель замечает, как в салон заводят дряхлую старушку.