Всесоюзная известность
Со временем стало очевидным, что использовать Бориса Новикова в амплуа отрицательного героя не столь эффектно. Его герои выглядели ироничными, порой ехидными, но никак не опасными. Постепенно стало складываться иное амплуа актера: стороннего наблюдателя событий, их едкого, остроумного комментатора.
Этапной работой в кинокарьере Бориса Новикова стала роль ювелира Исаака Либерзона в популярном остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства». Старый еврей, у которого петлюровцы убили сына, а большевики его обобрали, лишив не просто средств к существованию, а дела всей жизни. Роль эпизодическая, но по своей мощи – настоящий шедевр, в котором актеру удалось совместить иронию (замечательное выражение: «Какой может быть мужской разговор при таком пайке?») и драму, отразить безысходность его персонажа.
В 1971-1973 года на экраны страны вышел другой телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного актера Бориса Новикова настоящую кинозвезду.
Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас. Но миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай». Этот персонаж актер выдумал и раскрасил полностью сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми. Вообще-то, в работе для Новикова режиссер был непрекословным авторитетом. Он беспрекословно выполнял все требования, но при этом на съемочную площадку актер неизменно приходил с новыми, только что сочиненными репликами, а порой и целыми режиссерскими решениями (эх, умер в Борисе Кузьмиче режиссер!). Это было всегда свежо, остроумно. Как такое не принять?! И после согласования появлялись очередные шедевры. Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под фанфары!» (вместо «фанфары» Новиков выговаривал забавно: «панфары»). Эта фраза пережила артиста, став по-настоящему народной…
Перечень маленьких шедевров Бориса Новикова впечатляет: веселый, полный идей дед Афоня в комедии «Живите в радости», помешанный на армии генерал Томас Венделер в ироническом детективе «Приключения принца Флоризеля» («У меня не голова, а чугунное ведро… м-м-м… ядро»), ехидный дед Тимофей в комедийной мелодраме «Белые росы» («Я тебе трудности создавать буду»), Григорий Константинович в социальной драме «С юбилеем подождем» («От нервов в крови ацидофилин образуется»), сосед следователя Ярина Митрич в детективе «Убийство на Ждановской» («Изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт!»), дед Гришаня в мелодраме «Дамское танго» («Лету фирштейн, капут»).
Фильмы, в которых принимал участие Новиков, могли быть выдающимися и проходными, не были проходными только его персонажи. Некоторые из его героев и имен-то не имели. В драме «Алмазы для Марии» актер появлялся в одном эпизоде в образе старика - гостя на свадьбе, внося живую струю своим хитроватым юмором. Из таких безымянных можно вспомнить: кума в драме «Кадкина всякий знает» («Надо мне парламентером итить. А то тебе- хендехох»), артиллерист в комедии «Трест, который лопнул» («Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»), официант в вагоне-ресторане в фильме «Гражданин Лёшка», скандалист в вокзальном буфете в фильме «Странная женщина».
Новиков был горячо любим и юными зрителями. Точнее не он, а мультипликационные персонажи, которые говорили его неповторимым голосом: черноусый жулик Курочкин из «Приключений Васи Куролесова», собака-рефери в 13 выпуске «Ну, погоди» и многие другие. А самый знаменитый, самый любимый и самый легендарный, конечно же, почтальон Печкин из Простоквашино. И здесь тоже не обошлось без коронных фраз Новикова: «Его в поликлинику надо сдать. Для опытов!», «Почему я раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было».